Прошло три года со дня катастрофы самолета Superjet-100: на основании данных расследования самолет реабилитирован полностью. Расследованием занимался Национальный комитет по безопасности на транспорте (KNKT) Индонезии при содействии российских экспертов. Причиной трагедии РФ и Индонезия официально признали не ошибку отдельного человека и экипажа, а влияние человеческого фактора в целом.
Как это было
Новый лайнер с бортовым номером RA-97004 в 2012 году выполнял свой первый в истории демонстрационный полет по азиатским странам. Из России самолет направился в Казахстан, затем в Пакистан, Мьянму и Индонезию. После Индонезии Superjet-100 должен был посетить Лаос и Вьетнам. Однако во время второго показательного полета из аэропорта Халим в индонезийской Джакарте самолет врезался в гору и взорвался. Катастрофа, произошедшая 9 мая 2012 года, унесла жизни 45 человек, в том числе восьми граждан России, из них четверо были членами экипажа. Специальный корреспондент РИА Новости Александр Ковалев был в составе российской делегации, летевшей на Superjet-100, однако он вышел из самолета перед роковым полетом.
![Годовщина последнего полета Superjet-100: хроника трагических событий Годовщина последнего полета Superjet-100: хроника трагических событий](https://cdnn21.img.ria.ru/images/93644/66/936446642_0:0:640:360_768x0_80_0_0_c711d7433cc551102ba952d43a15e947.jpg)
Поиск "черных ящиков"
SSJ100 врезался в гору Салак на высоте 1 585 метров и рухнул в глубокую расщелину. На вертикальный склон с вертолета 10 мая десантировался индонезийский спецназ, который подтвердил, что выживших в катастрофе нет. На второй день после трагедии в аэропорт Джакарты Халим вертолетами начали доставлять пластиковые контейнеры с останками тел. Операции по поиску фрагментов тел погибших и поиск двух бортовых самописцев — речевого и параметрического — шли одновременно.
Сначала был обнаружен "черный ящик" с переговорами экипажа. После считывания данных с речевого самописца стало ясно, что переговоры экипажа в кабине с индонезийским диспетчером сохранились полностью. Позже удалось найти и второй "черный ящик", содержавший всю параметрическую информацию о последнем полете Superjet-100. Всех погибших удалось идентифицировать с помощью экспертизы ДНК. Церемония прощания прошла с участием почетного военного караула и высших должностных лиц Индонезии. Останки российских граждан для погребения доставили на Родину рейсом самолета Ил-76 МЧС.
Полеты к проклятой горе
До падения Superjet-100 в этом районе разбилось не менее шести легкомоторных самолетов и вертолетов, эти катастрофы унесли жизни в общей сложности более 30 человек.
Сложные погодные условия, постоянно меняющий направление порывистый ветер и непредсказуемое поведение низких густых и влажных облаков, которые появлялись неожиданно и за несколько минут полностью затягивали местность, превращали в лотерею каждый вылет вертолета МЧС, экипаж которого брал на борт и корреспондента РИА Новости. Снять место трагедии удалось лишь на пятый день: на всю съемку было меньше минуты. На склоне горы запомнились только мелкие обломки и желтый спасательный трап.
Причины трагедии
Экипаж не принял в расчет гористый рельеф местности и игнорировал подряд сразу несколько сигналов, подаваемых установленной на Superjet-100 автоматической системой предупреждения об опасном сближении с подстилающей поверхностью (TAWS). Внимание экипажа отвлекал представитель индонезийского заказчика, который сидел сзади в кабине. Из-за этого пилот не сразу изменил направление полета, когда борт отклонился от заданной траектории во время разворота.
Много роковых ошибок совершил и индонезийский диспетчер. Он допустил выход Superjet-100 из разрешенной зоны полета. Также он дал "добро" провести снижение до недопустимой для пассажирского лайнера высоты. Возможно, диспетчер по ошибке принял SSJ100 за боевой Су-30 ВВС Индонезии, которые часто летали в этой местности. Кроме того, на радарах в Джакарте не была установлена минимальная граница высоты для пассажирского самолета, а сами радары, будучи по современным стандартам весьма примитивными, не были оснащены системой звукового предупреждения о минимальной безопасной высоте, необходимой для полетов в районе горы Салак.
Вместе с тем сомнений в технической исправности разбившегося борта RA-97004 у экспертов не возникало с первых дней после трагедии. Все точки над i в этой истории расставлены: на основании данных расследования Superjet-100 был полностью реабилитирован.