Пятое воскресенье после Пасхи – "о самаряныне"
В этот день церковь вспоминает беседу Иисуса Христа с самарянкой, грешницей, ищущей спасения и готовой услышать Спасителя.
Согласно Евангелию от Иоанна, эта встреча произошла, когда Христос с учениками шли из южной части Израиля, Иудеи, в северную – Галилею, и остановились в области, которая называлась Самарией, в городе Сихем. Ученики отправились на поиски еды, а Иисус присел у колодца и попросил у местной женщины воды.
Обстоятельства этого разговора необычны для тех времен: во-первых, иудейские законы не рекомендовали вообще беседовать с женщиной, а во-вторых, Спаситель обратился к самарянке, а этот народ книжники называли нечистым — считалось, что любой контакт с самарянами может осквернить иудея.
Но Иисуса это не остановило – Он попросил воды. А в ответ на выраженное женщиной удивление объяснил, что если бы она знала, Кто просит у нее пить, сама бы попросила Его утолить ее духовную жажду, и описал ей всю радость от прикосновения к "воде живой", пьющий которую "не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную". И женщина поняла то, чего тогда еще толком не понимали даже Его ученики — что перед ней Мессия, — и, бросив на радостях свой водонос, побежала в город, рассказать всем эту благую весть.
Так беседа с самарянкой стала первой проповедью Нового Завета перед лицом неиудейского мира, и в ней была надежда и вера в то, что этот мир примет Христа.
А вернувшимся ученикам Иисус объяснил, что пошлет их собирать жатву на духовной ниве, которая была возделана и засеяна не ими, а ветхозаветными пророками и им самим.
Тем временем к ним подошли самаряне, многие из которых уверовали во Христа "по слову женщины". Но еще больше уверовали "по Его слову" — когда, по их приглашению, Он пробыл у них в городе два дня, и слушая его учение, они, по собственному признанию, убедились, "что Он истинно Спаситель мира, Христос".
"Подумаем и мы над нашим местом в деле спасения, — писал в проповеди на этот день митрополит Сурожский Антоний (Блум). — Как часто я слышу людей, говорящих: почему нас мало? Почему это дивное провозглашение православия не зажигает, не просвещает всех вокруг? – потому что мы тусклы! Потому что наше слово слабо, потому что мы боимся провозглашать всем голосом – и не голосом только, а всей жизнью – наше, или, вернее, Божие благовестие… Задумаемся же над самарянкой… Мы посланы в мир, мы – апостолы Христовы, мы – свидетели Его, и по нам будут судить Христа… Подумаем над нашей ответственностью, и с радостью поделимся тем богатством, тем счастьем, той верой и надеждой, тем ликованием, которые дает нам Христос".
Святой апостол Симеон
Симеон, сын Клеопы, младшего брата Иосифа Обручника, был уже зрелым человеком, когда узнал Иисуса, услышал Его проповеди, увидел Его чудеса и стал одним из семидесяти учеников, которых Он послал с миссией передать Его учение другим людям.
Когда родственника Симеона, сына Иосифа Обручника от первого брака Иакова, ставшего главой первой Иерусалимской христианской общины, иудеи сбросили с крыши Иерусалимского Храма, а потом добили камнями, апостола Симеона избрали его преемником.
А через 4 года в Иерусалиме вспыхнул народный бунт против римлян, выплеснувшийся за пределы города и превратившийся в настоящую иудейскую революцию. Мирно существовавшая до той поры христианская община Иерусалима помимо своей воли была вовлечена во всеобщий раздор и, как и следовало ожидать, попала в ту же мясорубку, что и взбунтовавшиеся иудеи.
В 69 году избранный императором Веспасиан поручил подавить очаг иудейской революции Иерусалим своему старшему сыну Титу. Видя непрекращающееся кровопролитие, ожесточение возбужденных иудеев и римские легионы под стенами города, Иерусалимская община христиан, по свидетельству церковного историка Евсевия Кесарийского, перебралась в Пеллу – город на левом берегу реки Иордан, населенный по большей части миролюбивыми греками, один из немногих, остававшийся верным римским властям на протяжении всего иудейского восстания.
А тем временем осадивший в начале 70 года столицу Иудеи Тит очень быстро перешел в наступление и вскоре разрушил до основания стены города и Храм, а весь Иерусалим сжег дотла. Повстанцев распинали тысячами, не щадили ни женщин, ни детей. Тысячи иудеев были уведены в плен. А на обосновавшуюся в Пелле Иерусалимскую общину очень быстро обрушилось двойное гонение: со стороны римлян и непримиримых иудействующих христиан.
После Веспасиана и Тита римским императором стал младший брат Тита – Тит Флавий Домициан. Истощив казну, он не смог найти иного выхода, кроме как начать отнимать с помощью каких угодно обвинений имущество живых и мертвых. Правление Домициана вылилось в самый разнузданный террор. Одними из первых жертв этого террора стали населявшие Римскую империю иудеи, а следовательно, и ничем не отличавшиеся от них в глазах римлян христиане.
Но самым печальным было то, что большинство из принявших христианство иудеев продолжали считать, что необходимо по-прежнему исполнять Моисеев закон. А поскольку старанием апостола Симеона ряды Иерусалимской церкви в Пелле все больше пополняли населявшие город язычники, то очень скоро в христианской общине произошел неизбежный конфликт.
Предводителем иудействующей части христиан был Февуд, человек с амбициями, притязавший на епископский престол. Отделившись от Иерусалимской общины, он начал плодить "иудейские" ереси. И теперь даже не иудеи, а именно эти еретики при каждой возможности доносили римлянам на христиан. Евсевий Кесарийский свидетельствует, что именно по их доносу прокуратор Аттик в 107 году арестовал епископа Симеона, которому было уже 120 лет, и после долгих истязаний его распяли.
Мученической кровью святого Симеона была запечатана апостольская история Иерусалимской церкви и предначертан ее дальнейший трагический путь.