МОСКВА, 8 мая — РИА Новости. Вклад военно-морского и гражданского флота в победу в Великой Отечественной войне невозможно переоценить, одним из ярких примеров этого является подвиг моряков Волжской флотилии в Сталинградской битве, рассказал РИА Новости Председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев.
Флот в Сталинграде
Рассказывая о борьбе военно-морского флота с войсками вермахта, собеседник агентства привел в пример участие Волжской флотилии в Сталинградской битве.
"Во время Сталинградской битвы 1942-1943 годов Волжская флотилия транспортировала грузы, обстреливала вражеские позиции с катеров, а также переправляла военнослужащих, оружие, боеприпасы и продовольствие в город", — сказал Ненашев.
Он также привел слова известного военачальника, командующего 62-й армии, сражавшейся в Сталинграде, маршала Василия Чуйкова, который писал в своих мемуарах, что "если бы не Волжская флотилия, то 62-я армия не выполнила бы свою задачу по обороне города на Волге и нашей волжской твердыни".
Неприступность с моря
Другими важными достижениями ВМФ во время войны стала защита наших морских границ страны и уничтожение немецких кораблей и транспортов в морях.
"В годы войны флоту удалось добиться главного — не допустить захвата фашистами ни одной базы и ни одного города с морского направления. Благодаря Северному флоту и сухопутным войскам, немцы ни на метр не продвинулись вглубь нашей границы на северо-западе СССР", — отметил Ненашев.
Рассказывая о защите страны, он также упомянул беспрецедентную подводную атаку нашего флота в истории морских сражений, когда в 1945 году подводная лодка С-13 под командованием Александра Маринеско атаковала немецкий огромный транспорт Wilhelm Gustloff не со стороны открытого моря, а со стороны берега, что явилось полной неожиданностью для немецкого корабля.
"Стоит вспомнить известный подвиг экипажа подводной лодки С-13: после того как она затопила немецкие транспортные суда на Балтике, прекратилась серьезная коммуникация фашистских сил. Немцы перестали получать и сырье, перестали осуществлять переброску грузов и транспортов", — подчеркнул эксперт.
Сквозь волны на сушу
Помимо боевых действий на море, 400 тысяч моряков внесли огромный вклад в победу Красной Армии на суше, отмечает Ненашев.
"Не стоит забывать, что ВМФ направил 400 тысяч бойцов на сухопутные фронты. Известна роль моряков в защите столицы: порядка 25 стрелковых бригад морских пехотинцев защищало Москву", — напомнил эксперт.
Не закончилась миссия флота и в завершении войны — ключевую роль в разгроме Японии сыграли Тихоокеанский флот и Амурская флотилия.
"Как известно, Вторая мировая не закончилась поражением Третьего рейха 9 мая 1945 года — в августе, сентябре высадка десантов Тихоокеанским флотом, Амурской флотилией и огневая поддержка сухопутных войск с кораблей, катеров как в начале наступления на японцев была стратегически важной, так и в дни окончательного разгрома милитаризма Японии", — отметил Ненашев.
Труд тыла
По словам Ненашева, малоизученной страницей в истории Великой Отечественной войны является участие в войне транспортного флота и кораблестроителей, без труда которых успех советских войск на других направлениях был бы невозможен.
"Когда говорят о флоте, то почти всегда делают акцент на его военной части, а в годы Второй мировой работа моряков была настолько многоплановой, что наряду со стратегическим участием боевых кораблей, нужно не забывать роль транспортного и рыбопромыслового флота, способствовавших победе также, как и ВМФ", — сказал он.
Эксперт напомнил, что за 1941-1945 годы советские моряки и моряки союзных флотов на 800 судах перевезли порядка 17 миллионов тонн грузов из стран антигитлеровской коалиции, тем самым обеспечив сухопутные войска многим из необходимого.
Отличился и оборонно-промышленный комплекс: за годы войны судостроители и судоремонтники поставили в ВМФ более 200 кораблей, подводных лодок, транспортов (не считая катеров, полученных Советским Союзом по ленд-лизу), и всё это делалось почти непрерывно, страна находилась в состоянии войны.