Рейтинг@Mail.ru
Военлёты в небе над Берлином - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Военлёты в небе над Берлином

Читать ria.ru в
Дзен
Особенностью действий советской авиации в Берлинской операции было жесткое взаимодействие любых авиационных соединений с наземными узлами наведения, замечает Сергей Варшавчик.

Сергей Варшавчик, для МИА "Россия сегодня"

Одними из активных участников Берлинской операции 1945 года были советские авиаторы. Обеспечив себе господство в воздухе, они надежно прикрывали свои наземные войска и громили вражеские.

Каждому фронту — своя воздушная армия

К началу Берлинской операции в состав каждого из трех советских фронтов входила своя воздушная армия: 16-я генерала Руденко (1-й Белорусский), 2-я генерала Красовского (1-й Украинский), 4-я генерала Вершинина (2-й Белорусский). К боевым действиям на направлении главного удара была привлечена также 18-я армия главного маршала авиации Голованова, подчинявшаяся штабу ВВС Красной Армии и предназначавшаяся для нанесения массированных бомбовых ударов по наиболее важным, мощным и удалённым объектам врага. Её боевую мощь составляли дальние бомбардировщики Ил-4 и В-25. Вместе с авиацией Войска Польского общая численность советских крылатых машин в Берлинской операции насчитывала более 7 тысяч самолетов.

Задолго до её начала первыми свое слово сказали воздушные разведчики 1-го Белорусского фронта, которые тщательно отсняли с воздуха немецкие позиции. Тактическая зона обороны нацистов в направлении предстоящего наступления войск фронта фотографировалась восемь раз, а вся территория от переднего края до Берлина — два раза.

Сделать это было не так-то просто, поскольку в одной только столице Германии находилось примерно 600 зенитных орудий. Да и само люфтваффе, несмотря на близкий конец войны, оставалось сильным противником. Общая численность немецкой авиации в районе Берлина составляла около 2 тысяч самолетов, 70% из которых — истребители. В распоряжении нацистов находилась и развитая сеть аэродромов, позволяющая оперативно бить по наступающим советским войскам с любых направлений.

Чудо-оружие не помогло

Имелось у немцев и "чудо-оружие": более 100 реактивных истребителей Ме-262, которые развивали фантастическую по тем временам скорость в 869 километров в час. Советские прославленные асы сталкивались с ними в бою.

Например, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин, командовавший в тот момент воздушной дивизией, так описывал в своих воспоминаниях встречу с этим турбореактивным "Мессершмиттом": "Едва мы зарулили машины на стоянки, как послышался свист. Прямо на нас с высоты стремительно пикировал какой-то двухмоторный самолет. Что за невидаль?

Неимоверная скорость, неизвестный профиль… Пара наших истребителей, ведомая Табаченко, бросилась ему на перехват. Но не тут-то было. Скорость у фашиста около восьмисот километров в час. Преследовать его совершенно невозможно".

Впрочем, другому трижды Герою Советского Союза Ивану Кожедубу удалось всё же сбить реактивное "чудо-оружие".

Многие знают, что Берлинская операция началась ранним утром 16 апреля в полосе 1-го Белорусского фронта маршала Жукова мощной артиллерийской подготовкой из всех орудий. Менее известно, что за полчаса до этого первый удар по противнику нанесли авиаторы — ночные легкобомбардировочные По-2 (в просторечии называемые "кукурузники"), которые пробомбили ряд немецких штабов и узлов связи, дезорганизуя оборону.

Тесное взаимодействие земли и неба

После артподготовки в дело вступили около 800 тяжелых Ил-4 Голованова. Их целями стали солдаты противника, вражеские батареи, доты и дзоты в глубине немецких укреплений — на удалении 6-9 километров от переднего края. Тем самым они не только уничтожали врага, но и препятствовали переброске его резервов к первой линии обороны. Среднюю полосу обороны — 4-6 километров в глубину — обрабатывали дневные бомбардировщики Пе-2, Ту-2 и "Бостон". Атаку же советских пехотинцев поддерживали штурмовики Ил-2.

К весне 1945 года Красная Армия практически преодолела один из своих организационных недостатков — неумение увязывать взаимодействие между различными родами войск. В Берлинской операции штабы воздушных армий полноправно участвовали в разработке планов наступления совместно со стрелковыми и танковыми частями. А в ходе сражения представители ВВС, находясь на наблюдательных пунктах, оперативно наводили истребители, штурмовики, бомбардировщики на цели, действуя по заявкам пехоты или танкистов.

В свою очередь, наземные войска захватывали и охраняли немецкие аэродромы, на которые оперативно перебазировалась своя авиация, старавшаяся не отрываться от общего наступления.

С отчаянием обречённых

Советские войска в Берлине
Май 1945-го. Взятие Берлина
16 апреля, несмотря на шквал огня с земли и с воздуха, немцы оказывали ожесточенное сопротивление, упорно цепляясь за опорные узлы обороны. Вражеские бомбардировщики, несмотря на господство в воздухе советских ВВС, упорно старались сбросить свой смертоносный груз на головы наступающих войск и ударить по переправам через Одер. Не отставали от них и немецкие истребители, активно штурмуя наземные цели. К вечеру нацисты применили даже несколько самолетов-снарядов, впрочем, без особого успеха.

Воздушным действиям мешала и метеорологическая обстановка первого дня операции — туман и дымка с рассвета до полудня закрывала ряд целей, а также свои аэродромы. Экипажам было приказано при малейшем сомнении в том, что под ними не вражеские, а свои позиции, переносить удары как можно глубже.

Авиацией 16-й армии в первый день наступления было сбито 165 вражеских истребителей. Свои потери составили 87 самолетов. Всего же за первые пять дней наступления было уничтожено 497 крылатых машин противника.

Расчищая дорогу наземным войскам

На Зееловских высотах и других участках второй линии обороны гитлеровцы оказывали ожесточённое сопротивление, вынудив Жукова ввести в сражение две свои танковые армии. Дорогу танкистам активно расчищали летчики 16-й и 18-й воздушных армий, не давая немцам подтягивать свои резервы. В этих боях майор Кожедуб сбил два самолета, доведя свой боевой счет до 62 воздушных побед.

20 апреля был завершен прорыв Одерского рубежа обороны и советские войска начали окружать Берлин и рассекать 9-я немецкую армию юго-восточнее города. В этот же день три группы По-2 нанесли удар по северо-восточной окраине немецкой столицы. Налет легких бомбардировщиков оказался настолько неожиданным для противника, что ни его истребители, ни зенитная артиллерия в бой даже не вступили.

Южнее, на 1-м Украинском фронте маршала Конева авиация также активно поддерживала свои наземные войска, способствуя форсированию реки Нейсе и прорыву передовой полосы немецкой обороны. Из 800 самолетов поддержки более 200 составляли бомбардировщики. Перед началом наступления штурмовики Ил-2 поставили дымовую завесу на широком фронте, которая помешала нацистскому командованию понять, где будет нанесён основной удар.

Помощь сверху

Помощь сверху поступала и в том случае, если пехота сталкивалась с контратакой или артобстрелом противника, как это произошло с 3-й и 5-й гвардейскими армиями, которые вынуждены были приостановить наступление. Более 200 штурмовиков 2-й воздушной армии под прикрытием истребителей нанесли удары в полосах наступления обеих общевойсковых армий, содействуя их дальнейшему продвижению.

Севернее, в полосе 2-го Белорусского фронта маршала Рокоссовского, происходили аналогичные бои, учитывая, что наземным войскам предстояли похожие задачи — форсирование реки Одер и прорыв вражеских позиций на западном берегу. Была и своя особенность. Перед началом наступления в течении трех ночей немцы "обрабатывались" По-2, а затем, перед самой артподготовкой, в дело вступили Ил-2.

Учитывая близость Балтийского моря с его туманами, тактика воздушных действий ударной авиации на 2-м Белорусском фронте заключалась в том, что в плохую погоду советские штурмовики и бомбардировщики летали парами и даже в одиночку, а при хорошей — большими группами в сопровождении истребителей.

Бои над Берлином

21 апреля начались бои непосредственно в Берлине, гарнизон которого к 25 апреля оказался полностью окружён. В эту ночь более 500 самолетов дальнебомбардировочной авиации 18-й воздушной армии и около 200 бомбардировщиков 16-й воздушной армии открыли створки своих бомболюков над восточной и северо-восточной окраинах столицы Третьего рейха.

Одновременно обе воздушные армии 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов громили франкфуртско-губенскую группировку противника в лесах юго-восточнее города. В частности, они предотвратили 26 апреля попытку окружённых пробить коридор в полосе 1-го Украинского фронта и соединиться с 12-й армией генерала Венка, наступавшей навстречу с запада.

Особенностью действий над Берлином было жесткое взаимодействие любых авиационных соединений с наземными узлами наведения, без разрешения которых нельзя было наносить удары по тем или иным объектам в городской черте, чтобы не попасть по своим. Когда же бои докатились до центральных районов, авиация перешла на точечные действия небольшими группами. Дымы и гарь от пожаров, взрывы снарядов, пыль — всё это серьезно ухудшило видимость поля боя с воздуха и практически сводило на нет возможность определить, где советские войска, а где немецкие.

Тем не менее, даже в таких непростых условиях, лётчики обеих сторон пытались помочь наземным войскам, и нередко над громадным пылающим городом вспыхивали ожесточённые воздушные бои.

© РИА Новости | Перейти в медиабанкПлакат времени Великой Отечественной войны
Плакат времени Великой Отечественной войны

Авиаторы в роли пехотинцев

Воевать авиаторам приходилось и на земле. 2 мая 265-я истребительная авиационная дивизия отбивала яростный прорыв немецкой части, рвущейся из Берлина на запад. На земле путь 3-тысячной группировке преградили бойцы и командиры батальонов аэродромного обслуживания и технический состав. С воздуха били истребители дивизии. К вечеру на помощь представителям ВВС подоспели артиллеристы, пехота и танкисты 125-го стрелкового корпуса. В итоге боя было убито почти 400 вражеских солдат и захвачено в плен более тысячи.

Подобный бой пришлось в то же время выдержать и личному составу 13-го истребительного авиационного корпуса. И опять лётчики расстреливали врага сверху, а части аэродромного обеспечения и техники воевали на земле. И опять выручили пехотинцы, подоспев в нужный момент. В итоге, враг не прошел и на этом участке, потеряв почти 500 человек убитыми и более 1000 сдавшимися в плен.

Окончательная капитуляция Германии была делом нескольких дней.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала