МОСКВА, 7 мая — РИА Новости, Андрей Малышкин. Недельная эпопея с эвакуацией Украиной своих граждан из пострадавшего от землетрясения Непала завершилась — военно-транспортный самолет Ил-76, простоявший на пути в Катманду из-за поломки пять дней в аэропорту Дели, все же смог добраться до столицы Непала и затем вылететь оттуда, взяв на борт 76 украинцев и 11 граждан других стран. После дозаправок в Дели и Баку в ночь на четверг он благополучно приземлился в Киеве. Тем не менее проведенную украинской стороной спасательную операцию, сопровождавшуюся казусами, инцидентами и скандалами, можно смело рассматривать как антирекламу подобных мероприятий.
Разрушительное землетрясение магнитудой 7,9 произошло в гималайской Республике Непал утром 25 апреля. Согласно последним данным, свыше 7,3 тысячи человек погибли, более 14 тысяч получили ранения во время землетрясения и последовавших за ним повторных подземных толчков.
Гладко было на бумаге
С другой стороны, украинские власти хотели продемонстрировать свою самостоятельность в подобных спасательных операциях, не полагаясь в этот раз на помощь России, которая самолетами своего оборонного ведомства вывезла из охваченного войной Йемена, в том числе граждан Украины. Однако на деле получилась антиреклама спасательных операций.
Спасение спасателей
Помимо имиджевых потерь украинская сторона столкнулась с потерями финансовыми — выяснилось, что стоянка самолета в аэропорту столицы Индии обходится госказне в 500 долларов в час. Эту информацию поведал внефракционный народный депутат Борислав Береза.
"И спасательная миссия, задуманная как PR-акция, рискует войти в учебники как эталонный черный PR. Деталь для Ил-76, которую привезли в Дели из Украины, не подходит, то есть привезли не ту деталь. Самолет стоит который день в Дели, и мы, украинцы, платим 500 долларов в час за его стоянку в аэропорту. Теперь еще будет стоять, пока привезут новую деталь. Кто будет компенсировать эти затраты? Пенсионеры, студенты, налогоплательщики?" — написал Береза на своей странице в Facebook.
На этом казусы спасательной операции не закончились. Четырнадцать украинских журналистов, которых и.о главы ГСЧС Зорян Шкиряк взял на многострадальный борт для освещения спецоперации по спасению, все же добрались чартерным рейсом в Катманду, однако через несколько дней у них закончились деньги и они обратились в МИД Украины с просьбой, чтобы их также включили в список эвакуируемых на родину. Таким образом, задуманная спасательная операция потребовала операции по спасению еще 14 человек.
Вместе с боевой подругой
Бурное обсуждение в украинских СМИ вызвало и то обстоятельство, что новый министр по чрезвычайным ситуациям отправился спасать украинцев в Непал со своей подругой, с которой он находится в гражданском браке, — инструктором по йоге Катериной Храмовой.
"Спасибо, Bohdan Kutiepov за то, что показал в своем ролике и любимую женщину Шкиряка — очень красивую Екатерину Храмову, сопровождающую бойфренда в экстремальном полете. Налогоплательщик может быть спокоен за моральное здоровье начальника ГСЧС. Понимаю, что в такой опасной экспедиции без боевой и надежной подруги, да еще и специалиста по йоге, — никак, труба просто!" — написал журналист Евгений Лауэр на своей странице в Facebook.
Позднее Шкиряк прокомментировал пребывание в Непале его гражданской жены Екатерины Храмовой — она, по его словам, вылетела в Непал по его просьбе. Что это меняет и как объясняет необоснованные траты бюджетных средств — непонятно.
Что ни день, то новые неприятности
Как сообщила заместитель директора Департамента политики и коммуникаций МИД Украины Елена Ващенко, Ил-76 эвакуирует из Непала 76 украинцев и 11 иностранцев, среди которых два поляка, два грузина, один француз и шесть россиян. При этом, по ее словам, травмированного украинца, который получил перелом ноги на Эвересте, врачи пока не разрешили забирать. Кроме того, этим же рейсом полетят оставшиеся в Непале без средств к существованию журналисты.
Однако и на этом злоключения украинского Ил-76 не закончились: на обратном пути из Катманду при посадке в Дели для дозаправки у него пробило колесо, что на некоторое время отложило возвращение самолета на родину. После замены колеса он долетел до Баку и после необходимого экипажу отдыха отправился в Киев.
Между тем всю эту историю прокомментировал глава МВД Украины Арсен Аваков, который пообещал, что Зорян Шкиряк ответит за ошибки при организации эвакуации украинцев из Непала, если, конечно, они были допущены. При этом Аваков признал, что на сегодняшний момент Украина не готова к подобным спасательным операциям.
"Система у нас такая прогнившая, негодящаяся. Надо честно сказать: мы не готовы были к такому виду операции. Да и самолет два раза ломался. И будет по-другому, но так, чтоб было по-другому, нужно засучить ручки, испачкаться в грязюке, которой зачастую обваливают, и изменить ситуацию", — отметил министр.
Сколько еще украинцев осталось в пострадавшем от землетрясения Непале, точно не известно. По данным МИД Украины, по состоянию на 30 апреля в Непале могли находиться 196 граждан этой страны, из них 85 были готовы к эвакуации, часть украинцев после землетрясения до сих пор не выходят на связь. Но, судя по откровенным заявлениям Авакова, их эвакуацией придется заниматься уже спасателям России или других стран.