Мученик Савва Стратилат
Римский воин Савва, по происхождению гот, при императоре Аверелиане дослужился до чина магистра (по-гречески стратилата), одного из высших чинов в римской армии.
Сам император был выходцем из незнатной семьи, долго служил в армии, при Клавдии II стал начальником конницы, а после смерти Клавдия придунайские части провозгласили его императором. К тому времени в его войсках после побед над ютунгами, сарматами, вандалами и готами, позволившим восстановить дунайские границы Римской империи, было много варваров. Были среди них и христиане, в том числе готы, первыми из германских племен принявшие христианство. И до поры это ничуть не мешало им продвигаться по карьерной лестнице.
Однако, став императором, Аврелиан для окончательного укрепления Римской империи ввел культ Непобедимого Солнца, объявив его верховным богом, а себя – его верховным жрецом и первым из императоров начал официально именоваться "господином и богом" и носить диадему.
По свидетельству христианского писателя IV века Лактанция, Аврелиан планировал устроить масштабное гонение на христиан, но не успел (в 275 году его убили), и преследования христиан в его правление носили ограниченный характер. Одной из жертв этих репрессий в 272 году стал Савва Стратилат.
Поставленный перед выбором – вера или армейская карьера, он выбрал веру, сбросил воинский пояс, был подвергнут пытками и в конце концов утоплен в реке. Глядя не его стойкость и верность Христу 70 воинов, служивших под его началом, по примеру своего командира исповедовали себя христианами и были казнены.
Лаг ба-омер
История этого праздника восходит ко временам Иерусалимского Храма. На второй день Песаха полагалось приносить в Храм сноп ячменя нового урожая — первый омер (слово "омер" на иврите означает сноп), а на следующее утро Богу возносили молитву об урожае и начинали отсчет "дней омера": всего 49 дней от Песаха до Шавуота — по числу дней от Исхода из Египта до получения Торы. Каждый день имел свое порядковое число. На пятидесятый день в Храм приносили второй омер — сноп пшеницы нового урожая.
Согласно Торе, время между первым и вторым омером сопряжено с большим количеством ограничений. Оно называлось временем "трепета и надежды", так как в эти семь недель решалась судьба всего года — быть ему урожайным или нет. И лишь на 33-й день отсчета омера, в Лаг ба-омер, снимались многие ограничения (запрет бракосочетания, стрижки и бритья, ношения новой одежды[) — устраивался как бы "перерыв" в тревогах.
Вечером принято зажигать костры, плясать и петь песни. Многие хасиды ездят на могилу рабби Шимона бар Иохая, одного из пяти знатоков Торы, оставшихся в живых после страшной эпидемии, которая унесла жизни 24 тысяч мудрецов, приговоренного римлянами к смерти и 13 лет скрывавшегося в пещере на горе Мирон в Галилее. В любом месте в Талмуде, где упоминается просто рабби Шимон без упоминания имени его учителя или отца, имеется в виду рабби Шимон бар Йохай.