Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Отдельные национальные лидеры могут демонстративно не принимать приглашение приехать в Москву 9 мая, однако никто и никогда не сможет отрицать величие подвига нашего народа, его определяющий вклад в победу над фашистской Германией.
Мы пригласили всех
К примеру, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев так подтвердил участие в праздновании Дня Победы 9 мая в Москве: "Население Казахстана перед войной было 8 или 9 миллионов. Из них 2 миллиона было призвано (для участия в Великой Отечественной войне — ред.), об этом никто не говорит сегодня. Из них половина не вернулась. Поэтому мы это (празднование Победы — ред.) воспринимаем как свой праздник".
А президент Чехии Милош Земан, который все же прибудет в Москву 9 мая, даже поссорился из-за этого с послом США, раскритиковавшим его решение. В ответ Земан заявил, что не может себе представить, чтобы чешский посол в Вашингтоне советовал американскому президенту, куда ему надо ехать.
Политическая ситуация, складывающаяся вокруг России, санкции и ультиматумы привели национальных лидеров в столь возбужденное состояние, что многие до сих пор колеблются в решении посетить Москву 9 мая.
Участвовать в праздновании 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, находиться на Красной площади в этот священный день — великая честь для руководителя любого государства, ведь ни одна победа в истории человечества не была завоевана таким количеством человеческих жизней — 27 миллионов. Основная масса оппонентов или борцов с исторической памятью об СССР — это образцы неблагодарного беспамятства.
Игнорировать священную память павших, реки крови, пролитой за освобождение, в том числе зарубежной Европы аморально, разрушительно для общества.
Фатальная дипломатия
Почему же некоторые государственные лидеры отказались от участия в торжествах, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне?
Столь же перезагруженный президент Франции Франсуа Олланд 9 мая будет председательствовать на региональном саммите на острове Мартиника, а канцлер Германии приедет в Москву на следующий день после Парада Победы. В связи с этим немецкое издание Der Freitag отмечает:"Фатальная дипломатия Меркель, заключающаяся в дозированном посещении памятных мероприятий в России, является несправедливой для жертв, принесенных народами этой страны в 1941-45 годах". И вряд ли подобный подход соответствует национальным интересам всех упомянутых стран.
Кто-то отказался по идеологическим соображениям, кто-то оказался в русле американской политики сдерживания, изоляции России. Или просто побоялся прогневать Вашингтон, представители которого, по словам главы российского МИД Сергея Лаврова, недавно потребовали ускорить снос памятников героям Второй мировой войны в одной из стран Восточной Европы, освобожденной Красной армией.
На этом направлении возможен и следующий шаг — представить белое черным, СССР сделать виновником войны наравне с фашистской Германией. И оставить в учебниках истории одного победителя — под звездно-полосатым флагом. Ведь удается же нечто подобное на Украине, где пособники нацистов провозглашаются национальными героями.
Реабилитация нацистов — беда Европы
Будь на Украине сейчас дальновидные политики, они могли бы использовать 70-летие Победы для консолидации украинского общества, однако таковых нет и быть не может, все решения принимаются под диктовку одержимых русофобией Вашингтона и Брюсселя, которые не ведают, что творят.
В канун 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне Верховная рада Украины издает законы о декоммунизации, уничтожении символов прошлого, запрещает носить георгиевские ленточки, награды, которые ветераны заслужили кровью своей. Это уже было во времена президентства Виктора Ющенко, было и прошло. И новые попытки пересмотреть (переписать) историю окажутся столь же недолговечными и жалкими по сути.
Новое киевское руководство игнорирует торжества 9 мая в Москве. И все же официальному Киеву необходимо осознать, что в Донбассе никогда не будут праздновать новые даты, чествовать новых героев — пособников немецких оккупантов Шухевича, Бандеру и их помощников. Если возможно примирить две разные системы ценностей, два разных жизненных уклада Востока и Запада Украины, это возможно только через диалог.
Главная проблема украинского руководства заключается в отрицании истории и современных реалий. И политические спекуляции на священной Победе столь же бесперспективны.
Предатели нашей Победы
Торжества 9 мая в Москве игнорирует и Литва, президент которой Даля Грибаускайте заявила: "Мы ценим, понимаем значение окончания Второй мировой войны. Я возложу цветы у нас, в Литве. Мы празднуем окончание Второй мировой войны вместе с Европой 8 мая. Смотреть военный парад, во время которого пронесут и флаг оккупированного Крыма — я не считаю, что сейчас это нужно делать".
Это желание выглядеть белее Белого дома смешно уже потому, что Вторая мировая война окончилась не 8 мая, а 2 сентября 1945 года.
При всех внешнеполитических раскладах, США, Латвия и Эстония подтвердили присутствие своих послов на параде Победы в Москве. Литва станет единственной из членов Евросоюза, которую на торжествах 9 мая в Москве не будет представлять даже посол. Своего посла на торжества в России, посвященные 70-летию Победы, не планирует направлять и Грузия.
Особые чувства вызывает позиция польского руководства. Сейм Польши проголосовал за учреждение Национальным Днем Победы новой даты — 8 мая. В обосновании законопроекта отмечено: "Нет причин, чтобы в Польше принимать действовавшее в СССР толкование завершения войны. Следует помнить, что завершение Второй мировой войны в Европе в случае с государствами, занятыми Красной Армией, в которых были установлены затем неизбранные правительства и недемократическая политическая система, сложно считать триумфом свободы". А ведь при освобождении Польши Красная армия потеряла 600.212 человек (в том числе убито, умерло от ран и болезней 541.029 человек). Более тяжких потерь не было ни в одной из освобожденных от фашизма стран Европы. Польская земля щедро полита кровью наших солдат, и враждебная риторика, провокационные действия Варшавы в отношении нашей общей Победы выглядят сегодня как предательство.
В таких условиях России важно помнить не только Победу, но и уроки войны. Необходимо укреплять обороноспособность. И затем — создавать принципиально новую модель добропорядочных международных отношений, вне зависимости от геополитического статуса партнеров или размеров их территории. К этому принципу международных отношений Россия призывала и во времена Вестфальского договора 1868 года, и в победном 1945-м.