МОСКВА, 29 апр — РИА Новости/Прайм, Наталья Копылова. Российский бизнес, зарегистрированный за пределами страны, занял выжидательную позицию по отношению к закону о деофшоризации и пока не спешит подавать налоговые декларации, но сохраняет надежды на смягчение действующих правил, рассказали РИА Новости юристы и представители трастовых компаний, предоставляющие услуги российским клиентам в Европе.
Антиофшорный закон, вступивший в силу с 1 января и создающий механизм налогообложения прибыли офшорных компаний с крупными активами, вводит обязанность уведомлять налоговые органы об участии в иностранных компаниях.
Согласно закону о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаниях (КИК), российские налогоплательщики должны до 15 июня 2015 года уведомить налоговую службу об участии в капитале иностранных компаний. Подавать уведомление не потребуется, если владельцы до этой даты ликвидировали КИК либо продали свою долю.
Пока в правительстве обсуждаются гарантии, которые могли бы убедить бизнес раскрыться, владельцы зарубежных активов пытаются максимально обезопасить себя.
Представитель одной из европейских трастовых компаний говорит, что приближающаяся налоговая реформа вызывает опасения у большинства бизнесменов. "Люди боятся сейчас что-то делать, все ждут, пока будут поданы первые декларации. Кто-то думает о реструктурировании бизнеса, кто-то прорабатывает другие варианты", — сказал он РИА Новости.
Собеседник агентства отметил, что в ожидании находятся как корпорации, так и частные лица. Не исключение и трастовые фонды, управляющие активами российского происхождения. "Желающих раскрыться среди наших клиентов пока нет. Все ждут, и заметно, конечно, что доверия к этой реформе мало", — говорит он.
После первых раскрытий деклараций, а также первых судебных решений, возможно, станет понятно, в каком направлении движется реформа.
"Никто не знает, как налоговые органы будут интерпретировать законодательство. Может быть, будет очень строгая интерпретация закона, не по букве закона, а по смыслу. Тогда, скорее всего, эти структуры не попадут под исключение, и их придется декларировать. А если интерпретация будет по букве закона, тогда будет возможность оптимизировать структуру и, в том числе, через европейские страны можно будет легальным путем это сделать", — рассуждает он.
По его информации, юридические компании уже начали изучать новое законодательство. Они пытаются найти возможности для оптимизации структуры бизнеса. Список стран, в которых бизнес будет структурироваться, традиционен для России — Кипр, Люксембург и Швейцария. Физические лица предпочтут Великобританию.
Старший юрист налоговой практики Адвокатского бюро "Линия права" Лидия Чарикова отмечает, что к таким масштабным реформам, как деофшоризация, сложно подготовиться заранее. По ее мнению, существенная часть бизнеса будет привыкать к реформе и предпринимать какие-либо практические шаги уже по мере ее реализации. Пока бизнес не планирует покидать зарубежные юрисдикции и полностью отказываться от зарубежных структур в связи с происходящей реформой, считает она.
"Закон не обязывает бизнес отказываться от зарубежных структур, речь идет лишь об их раскрытии и уплате налогов в России с нераспределённой прибыли. С момента принятия закона о дефошоризации бизнес в основном оценивает варианты существования в условиях нового законодательства, возможные риски и пути решения с тем, чтобы остаться в иностранных юрисдикциях, нежели массово отказывается от использования зарубежных компаний", — отмечает Чарикова.
Собеседница агентства также считает, что есть категория бизнесменов, которые не планируют предпринимать каких-либо действий в ближайшем будущем, рассчитывая, что процесс обмена информацией на практике заработает не так скоро.
"Бизнес надеется на смягчение действующих правил, на расширение льготных категорий компаний и структур, нераспределенная прибыль которых может быть освобождена от налогообложения в РФ, например, безотзывные трасты, "активные" иностранные ходлдинги", — озвучила чаяния бизнес-сообщества Чарикова.
Старший адвокат швейцарской юридической компании в беседе с РИА Новости, рассуждая о предстоящей реформе, вернулся к извечной для российского бизнеса проблеме — к вопросу доверия. Он отметил, что доверие к проводимой налоговой реформе среди бизнес-среды крайне низкое.
Оценивая возможный успех деофшоризации, юрист был настроен скептически. По его мнению, из-за недоверия не многие предприниматели пойдут на предложенные варианты по декларации активов.
"Я часто бываю в Москве. Когда я там был осенью, то я впервые почувствовал, что общая атмосфера стала негативной", — сказал он, выразив сомнения, что закон КИК сможет остановить исход капитала из РФ.
"Проблема не в том, что налоги слишком высокие, а, наверное, в том, что эти люди никому не верят", — подчеркнул юрист.
Чарикова из "Линии права", впрочем, указывает, что бизнес заинтересован в амнистии капиталов. "Бизнес заинтересован в данной опции и рассматривает ее, однако, никто не уверен, что гарантии действительно могут и будут работать. Поэтому здесь все будет зависеть от той версии, в которой будет принят закон, кого будут касаться гарантии, как именно они будут сформулированы", — заключила она.