МОСКВА, 29 апр — РИА Новости. Стремление приравнять гражданский брак и религиозные обряды бракосочетания к регистрации в загсе может привести фактически к легализации многоженства на практике, но не поможет гарантировать права тех, кто живет в гражданском или религиозном браке, считает член Совета по правам человека при президенте РФ Анита Соболева.
Кроме того, возникнет вопрос и о статусе однополых пар — вряд ли этот аспект учитывали авторы идеи, отметила Соболева, которая возглавляет в СПЧ комиссию по социальным правам. Сама правозащитница не возражает против введения статуса гражданского партнерства для однополых семей, однако, большинство россиян сейчас эту идею не поддержат, уверена она.
Ранее адвокат Александр Добровинский сообщил "Российской газете", что в ближайшее время будет начата процедура сбора как минимум 100 тысяч подписей, чтобы внести изменения в российское семейное законодательство и признать гражданский брак полноправным супружеством. Также законный статус, по мнению авторов идеи, должны получить и религиозные обряды бракосочетания. Если удастся собрать нужное количество подписей, инициатива будет официально рассмотрена властями. Это нововведение должно, по мнению инициаторов, повысить рождаемость, поскольку для большинства женщин статус отношений имеет большое значение, пишет издание.
ИНТЕРЕСЫ ВСЕХ КОНФЕССИЙ
Что касается религиозной стороны браков, Соболева напомнила, что в некоторых странах признаются браки, заключенные в церкви.
"Но там уже возникали вопросы. В частности, Европейский суд по правам человека рассматривал дело, когда, например, признавались католические или православные браки, но не признавались цыганские браки, заключенные по их обычаям и обрядам; и это было признано нарушением прав человека, нарушением принципа равенства", — пояснила она.
Поэтому, предлагая такие меры, нужно учитывать, что в России представлено много конфессий и традиционных обществ, например, тех, у кого сохранились языческие, добавила она. А когда предлагаются такие поправки, обычно думают почему-то только о венчании в церкви или об аналогичном обряде в исламе.
МНОГОЖЕНСТВО
При этом, говоря об обычаях мусульман, Соболева отметила, что введение такой нормы негласно легализует и многоженство. Пожелания об этом раздавались не раз, обычно такие идеи обосновывают тем, что одиноких женщин много, их нужно "пристроить", в браке они будет более защищены и для них это хорошо, добавила она.
"Сомневаюсь, что для женщины это хорошо. Я не встречала случаев — может быть, они в природе есть — когда последующая жена была бы старше, чем первая. И вряд ли мы решим проблему вдов и женщин 60-70-ти лет, которые остались вдовами или без мужа за счет того, что им разрешат быть четвертой женой. Мне кажется, что здесь есть определенное лукавство", — считает правозащитница.
Кроме того, сегодня нередки случаи, когда обеспеченные мужчины и так содержат несколько семей, будучи женаты на единственной женщине, добавила она.
МОРАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Правозащитница отметила, что пока не видит рационального зерна в этой идее, такие нововведения создадут большие проблемы на практике. Этот шаг может привести к последствиям в виде практически легализованного многоженства и множества правовых споров о том, совершенный по какому обряду брак признавать традиционным, а какой не признавать.
"Надо понимать, что право не все отношения между людьми может урегулировать, оно моральные отношения между людьми урегулировать не может", — добавила она. Официально зарегистрированный брак с юридической точки зрения — это факт, из которого проистекают какие-то именно юридические последствия — не более того; "не может у нас регистрация брака заставить мужа любить жену и ее обеспечивать", отметила правозащитница.
"Сам по себе формальный статус никак не гарантирует права тех, кто живет в гражданском браке или в религиозном браке. Здесь нужно смотреть на то, как гарантированы права иждивенцев и права детей. Демографию саму по себе это, как вы понимаете, не увеличит. Права детей — защитит, хотя сегодня есть механизм защиты прав детей, рожденных вне брака. И здесь законодательство достаточно хорошее — можно требовать проведения ДНК-экспертизы, будет установлено отцовство, и будут присуждены алименты", — сказала она.
ОДНОПОЛЫЕ ПАРЫ
Само по себе приравнивание каких-то других видов связи к законному браку правозащитница может оправдать в случае, если будет введен статус гражданского партнерства для однополых семей. Но Соболева сомневается, что авторы идеи имели в виду именно этот аспект.
"Но этот вопрос тоже возникнет, потому что это будет фактическое партнерство и фактическая семья. Я против этого не возражаю, знаю, что большинство граждан Российской Федерации эту идею не поддержат — видимо, время еще не пришло", — сказала она.
СОВМЕСТНО НАЖИТОЕ
Соболева отметила, что есть определенная справедливость в том, чтобы делить пополам совместно нажитое и в гражданском браке, но это, по ее мнению, область не столько семейного права, сколько гражданского.
"Мне кажется, что имущественные отношения между людьми, которые совместно проживали, нужно урегулировать лучше, чтобы здесь никто не был обделен. Но это не область семейного права, на мой взгляд, это область гражданского права", — сказала она.
При этом к детям это не имеет никакого отношения, поскольку в этой сфере проблем с имущественными отношениями нет. Дети, рожденные вне брака, и сегодня пользуются всеми теми же правами — могут претендовать на алименты, на наследство, на имущество, пояснила она.