Рейтинг@Mail.ru
Свет с востока, или "умеренность" против нетерпимости - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Свет с востока, или "умеренность" против нетерпимости

Читать ria.ru в
Дзен
Кто-то рано или поздно должен показать путь решения нынешних глобальных проблем, и АСЕАН может сделать это, считает Дмитрий Косырев.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"

Символика АСЕАН
Участники ВЭФ-ВА: АСЕАН через 10 лет может обогнать ЕС по объему ВВП
Завершающийся в понедельник в Малайзии саммит лидеров десяти стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в одном случае сенсации не произвел, а в другом — очень даже. Для окружающего мира регион ЮВА сегодня интересен территориальными спорами с Китаем в Южно-Китайском море — так вот, не любящие Китай будут саммитом АСЕАН разочарованы. Зато десять лидеров пришли на свою встречу с проектом декларации "глобального движения умеренных". И тут они оказались в самой сердцевине опасных странностей, происходящих с нашим миром. Более того, может быть, они показывают миру путь выхода из этих странностей. Кто-то же должен был рано или поздно это сделать, так почему бы не АСЕАН?

Это не ислам

Чтобы покончить с территориальным вопросом, достаточно сказать, что накануне саммита заседали министры иностранных дел "десятки", и там выявилось, что сторонники конфронтации с Китаем по поводу принадлежности участков моря вновь оказались в изоляции среди десяти входящих в АСЕАН стран. США, которые при госсекретаре Хиллари Клинтон попытались столкнуть ЮВА с Китаем, вряд ли этому обрадуются. На них все еще работают Филиппины, но Вьетнам успел незадолго до саммита договориться с Китаем по широкому кругу вопросов, в том числе о некоторых принципах поведения в случае территориальных споров. Расхождения в регионе по части тех или иных островов никуда не делись, но чересчур яростных споров по этому поводу будут и дальше избегать.

А вот что касается умеренности… Дело не только в формулировках декларации. Дело еще в предлагаемых организационных мерах.

Накануне саммита на одной из множества встреч и конференций в Малайзии, заступающей на пост председателя АСЕАН, прозвучали вот какие слова: страны региона должны сформировать "коалицию с государственными аппаратами" против экстремизма, некую единую для региона систему реагирования на таковой. В интервью на этих днях хозяин встречи, премьер-министр Малайзии Наджиб Разак, упомянул следующее: если мы хотим жить в мирном регионе, то должны отвергнуть фанатизм и воинственность. И это не на год нашего председательства, это надолго.

Вполне логично, что именно Малайзия возглавляет такое движение. Речь о стране, чьи граждане и коренные жители — малайцы (мусульмане), выходцы из Китая (буддизм, христианство и много других религий), выходцы из Индии (индуизм, ислам, сикхизм и многое другое). Эта страна десятилетиями была образцом умения людей жить рядом с непохожими на них.

Тем не менее на прошлой неделе группа примерно в полсотни фанатиков окружила маленькую христианскую церковь в Таман Медане недалеко от столицы (кстати, ее прихожане по большей части индийцы) и потребовали снять с фасада крест. И это далеко не единственный пример кипящих страстей.

И что произошло дальше? Крест вернули с полицией, в Таман Медан началось настоящее паломничество политиков всех направлений. Они как будто ждали этой истории, потому что в стране уже не первый год движение за умеренность стало некоей новой надпартийной коалицией, главным направлением политической мысли в стране.

Уже не первый год Малайзия считается глобальным образцом умеренного течения в исламе. Но значение нынешней декларации саммита в том, что она показывает: а дело-то далеко не только в исламе и даже вообще не в нем. Мысль о том, что экстремизм в сегодняшнем мире исходит не только от мусульманской религии, стала наиболее интересной частью декларации.

Глобальное бешенство

В самом деле, давайте посмотрим, насколько похоже происходящее в самых разных странах и цивилизациях. С мусульманским миром вроде бы все понятно: главной угрозой человечеству (в том числе России) считают Исламское государство, тоталитарное новообразование на территории Ирака и Сирии, с его внутренним террором и запретами на все, что можно вообразить.

Но давайте посмотрим на Украину. То, что западноукраинцы не любят людей, живущих на востоке или юге, говорящих на русском, работающих в шахтах ("ватники") и т.д. — это у них давняя история. Но дойти до массовых убийств, до сожжения людей в закупоренном здании, до далеко не только морального террора против любых несогласных ("затаившихся сепаратистов")? Такого не было. Это — в духе Исламского государства.

Или США. С 90-х годов там нарастала волна экстремизма, морального, а то и физического уничтожения людей в каких угодно сферах: отношения мужчин и женщин (феминизм), борьбы с курением или, допустим, шубами из натурального меха. Идет борьба против непохожих, где хороши все средства — массированная ложь и фальсификации, унижения, общественное давление. Страна сильно изменилась по сравнению, допустим, с 80-ми.

Или Россия. То взбесившиеся феминистки нападают на церковь, то ничем от них не отличающиеся фанатики нападают на театры и танцевальные студии. И во всех упомянутых выше случаях власть и общество на редкость растеряно и вяло реагируют на происходящее, становясь то на одну сторону, то на другую.

А можно еще было бы вспомнить массу странностей по части прокатившейся по миру волны столичных бунтов: арабские страны, Россия, Таиланд, Бразилия… Понятно, что бунты используют те же США для свержения чересчур сильных режимов, но что творится с "пушечным мясом" этих революций, рядовыми исполнителями? Откуда этот разгул невежества и агрессии? От самых разных религий, всех сразу?

На предшествовавших саммиту конференциях в Малайзии были высказаны интересные мысли о том, что объединяет все происходящее. Примерно так: в любом обществе фанатики и экстремисты составляют не более 20%, это люди, которые считают: я знаю, что правильно, а если ты от меня отличаешься, то ты неправ. Экстремисты отвергают всех, кто думает по-другому, и активно работают над тем, чтобы заставить других принять их взгляды и идеологию. Но остальные-то 80% нормальны, и их надо защищать, на их поддержку опираться.

К этому можно добавить, что внезапно наступивший век нетерпимости, возможно, порожден "протезом мозга" — интернетом, который временно затмил, в глобальном масштабе, ценность классического образования как способа формировать человеческое в человеке. Но это уже материал для дальнейшего размышления.

А пока что у нас есть декларация, подготовленная для саммита АСЕАН в Малайзии. Может ли этот "свет с Востока" обозначить путь для человечества из нынешней чрезвычайно опасной ситуации? Страны ЮВА с их исторически сложившейся смесью народов и религий вообще-то могут чему-то научить прочие цивилизации.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала