Кубан Абдымен, обозреватель Sputnik Киргизия
Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев принял в пятницу отставку премьера страны Джоомарта Оторбаева. Тот официально объявил о намерении покинуть свой пост днем ранее, после того как парламент одобрил работу кабинета министров за прошлый год.
Выступая перед парламентом страны с отчетом о работе правительства, премьер заявил, что "решил дать возможность коалиции большинства выбрать достойного премьер-министра". "Я всегда стремился работать во благо страны. Благодарен за то, что признали отчет удовлетворительным", — сказал Оторбаев.
Теперь не очень понятно, как после отставки премьера будут развиваться события в Киргизии, которая уже 8 мая должна стать полноценным членом Евразийского экономического союза. Неясна теперь и дальнейшая судьба золоторудного месторождения "Кумтор".
Киргизия накануне вступления в ЕАЭС
Ведь отставка премьер-министра Оторбаева накануне вступления страны в ЕАЭС — признак отсутствия скоординированной политики Бишкека. Этот факт признается многими и говорит о многом. В том числе о достаточно напряженном противостоянии между ветвями власти в республике.
Окружение президента Киргизии демонстрирует уверенность, что решение по вхождению республики в ЕАЭС сомнений не вызывает и запущенный процесс будет идти в прежнем направлении. О том же говорят и все действия ответственного за подготовительный период по присоединению республики к ЕАЭС министра экономики Темира Сариева. Но некоторые наблюдатели считают, что смена премьера может если не остановить, то замедлить процедуру присоединения.
"Кумтор" — камень преткновения для властей
Отставка премьера создает неопределенность и в судьбе крупнейшего в Киргизии золоторудного месторождения "Кумтор". В начале апреля длившиеся больше года переговоры правительства страны (государство владеет 33% акций рудника) с канадской компанией Centerra Gold Inc. (нынешний собственник "Кумтора") о будущем месторождения и новом варианте соглашения между правительством и компанией зашли в тупик.
Специалисты и бывшие менеджеры "Кумтора", знакомые с руководством компании, считают, что отставка правительства дает им возможность передышки.
До сих пор, с подачи Оторбаева, инициатива в переговорном процессе по "Кумтору" была за Киргизией. Но предложенные Оторбаевым кандидаты в состав Совета директоров Centerra Gold не были однозначно поддержаны парламентом. Теперь их перспективы и вовсе становятся туманными. По крайней мере номинация новых кандидатов в Совет директоров откладывается до осени.
Специалисты предполагают, что продолжительное молчание президента страны Алмазбека Атамбаева относительно предложения по смене состава Совета директоров может означать, что Оторбаеву могут дать карт-бланш для окончательного урегулирования этой проблемы.
Но дадут ли ему такую возможность заинтересованные в другом развитии событий влиятельные силы в республике, сказать никто не решается, поскольку предлагаемый Оторбаевым вариант решения вопроса "Кумтора" выгоден многим, не всем. Кто-то заинтересован в сохранении существующих схем деятельности компании.
Волна отставок членов правительства
"Это неплохая практика, когда важные политические фигуры добровольно уходят с должности", — прокомментировал Оторбаев свое заявление об отставке. Его спокойное, без помпы и эмоций решение — небывалый для Киргизии случай.
Почти такой же громкой оказалась и другая отставка: незадолго до отчета перед парламентом, в начале апреля, Оторбаев снял с должности главу Фонда госимущества республики Дюшена Ирсалиева. Тот публично выступил против предложения премьер-министра о смене членов Совета директоров компании Centerra Gold (премьер предлагал лишь трех представителей республики и восемь иностранцев) и был уволен с формулировками "за несоблюдение субординации" и "разглашение информации для служебного пользования". Дело в том, что Ирсалиев ослушался премьера и не стал направлять письмо в канадскую компанию с предложенными новыми кандидатами накануне общего собрания акционеров. Время было упущено, и вопрос "Кумтора" вновь завис.
Затем уже сам Оторбаев по вопросу "Кумтора" оказался в меньшинстве. По словам некоторых аналитиков, он не нашел поддержки в политическом руководстве страны, а демарш Ирсалиева не мог состояться без поддержки "сверху". Уже в начале апреля было ясно, что Оторбаев попал в тяжелую ситуацию, выйти из которой он может лишь при гласной поддержке либо коалиции большинства в парламенте, либо самого президента страны. Но поддержки он не дождался.
Однако считать, что он подал в отставку исключительно из-за "Кумтора", тоже не вполне корректно. Оторбаева многие называли "инфантильным" премьером, который многие вопросы в правительстве перепоручил своим заместителям, а сам был занят исключительно привлечением инвестиций. Однако в квазистабильную страну не так просто привлечь инвесторов, и поэтому Оторбаеву было нелегко отчитываться по всем фронтам деятельности правительства.
Решение вопросов о будущем "Кумтора" и проведение осенью парламентских выборов требует наличия устойчивой исполнительной власти в республике. Теперь этого нет, и предсказать, когда и как будет сформирован новый состав правительства, сложно.
Более того, есть вероятность распада нынешней коалиции большинства в парламенте. Тогда сложно будет сформировать не только новый состав кабинета министров, но и новый состав правящей коалиции.