Сергей Варшавчик, для МИА "Россия сегодня"
В пятницу 24 апреля исполняется 100 лет массовым убийствам армян, ассирийцев и греков в Османской империи, которые папа римский Франциск назвал "первым геноцидом ХХ века". В этот день в 1915 году в Константинополе (ныне Стамбул) начались массовые аресты представителей армянской элиты — писателей, музыкантов, врачей, учителей, бизнесменов. К концу 1915 года количество уничтоженного нетурецкого населения приблизилось к миллиону человек.
В окружении врагов
Центральные державы не могли оказать своей южной союзнице непосредственной поддержки, поскольку между Австро-Венгрией и Турцией располагались враждебная Сербия и пока ещё нейтральная Румыния, а перевозки по Средиземному морю находились под жестким контролем стран Антанты. Империя явственно затрещала.
Впрочем, к 1915 году Турция была уже не вполне империей — в результате вооруженного переворота 1908 года султан Абдул-Хамид II был низложен, и к власти пришло движение младотурок во главе с Энвер-пашой, Талаат-пашой и Джемалем-пашой, которых историки считают основными огранизаторами геноцида армян.
В роли "пятой колонны"
В условиях военных неудач немусульманское население страны, которая давно именовалась "больным человеком Европы", оказалось тем громоотводом, в отношении которого "отвели душу" руководители страны, объявивших осенью 1914 года джихад странам Антанты. Армяне стали рассматриваться в качестве "пятой колоны", их подозревали в сочувствии врагу. В частности, такое мнение выразил Энвер-паша.
Строго говоря, массовые убийства армян случались и ранее. Например, в 1894-96 годах по всей стране прокатилась кровавая волна, которая унесла жизни от 50 до 300 тысяч турецких армян. Весной 1909 года в ходе резни было убито более 35 тысяч армян. С осени 1914-го до весны 1915-го было убито около 27 тысяч человек.
Ненависть подогревали мусульманские беженцы с Кавказа, Болгарии, Сербии и Черногории, которые будучи изгнаны в результате Русско-турецкой войны 1877/78 гг. со своих земель, перенесли всю свою ярость на местных христиан, не желавших менять свою религию и национальную идентификацию. И если в 1878 году численность армянских граждан Турции составляло три миллиона человек, то к 1914 году их количество сократилось до менее двух миллионов. К 1927 году в стране проживало чуть более 77 тысяч армян.
Уничтожение "внутреннего врага"
Справедливости ради надо отметить, что по ту сторону фронта, в Российской империи, имелись планы использования турецких армян для организации восстаний. В частности, русскому командованию на Кавказе удалось сформировать несколько таких отрядов, однако, в целом, турецкие армяне не поддержали почин.
Но если до апреля 1915 года антиармянские репрессии носили характер, скорее, спорадический, то после 24 апреля младотурки приступили к планомерному уничтожению "внутреннего врага".
Историки разных стран и по сию пору спорят о количестве погибших. Называются цифры от 200 тысяч человек (в основном, турецкие источники) до более чем 2 миллиона (армянские источники). Большинство экспертов склоняется к цифре в 1,5 миллиона уничтоженных.
Несколько десятилетий спустя нацисты взяли на вооружение и методы и даже формулировки турецких предшественников. В частности, термин "окончательное решение еврейского вопроса" заимствован ими у одного из руководителей младотурок Талаат-паши, который заявил в июле 1915 года, что депортации проводятся для "окончательного решения армянского вопроса".
Армянский Холокост
Аресты в Константинополе проводились без особого шума — человека вежливо просили прийти в полицейский участок, где и арестовывали. Многие армяне, считающие себя лояльными поданными, и в страшном сне не могли представить себе, что с ними произойдет в недалеком будущем. Как, например, Тигран Аллахверди, который являлся членом партии младотурок или Тигран Келеджян, издававший турецкоязычную газету "Сабах".
Такая "предупредительность" к арестовываемым объяснялась тем, что в Константинополе были иностранные наблюдатели. К концу лета 1915 года из арестованных в Константинополе нескольких сотен известных армян мало кто остался в живых — погибли писатели Даниэл Варужан, Рубен Зардарян, Арташес Арутюнян и многие другие деятели культуры.
Не щадя ни детей, ни стариков
В глубинке, с простыми людьми не стеснялись. В мае был издан "Закон о депортациях", после чего начались массовые высылки армян и из других регионов Турции под предлогом переселения в новые дома.
Несколько ранее все армянские солдаты османской армии были предусмотрительно разоружены, а у гражданского населения было изъято всё оружие. Это позволило убийцам спокойно вершить своё кровавое дело, не опасаясь за свою жизнь.
Мужчины отделялись от женщин, затем их выводили в пустынные места и резали или расстреливали. С женщинами, детьми и стариками поступали несколько по-другому — их колоннами вели по самым пустынным и труднодоступным местам. Тех, кто отставал — убивали. Воды и еды не давалось. Жандармы продолжали страшный путь до тех пор, пока от голода или жажды не погибал последний конвоируемый. Другим вариантом для депортируемых были многочисленные концлагеря по всей стране, где заключенных ждала такая же неминуемая гибель.
Дикие расправы не оставляли равнодушными даже союзников Турции — немецких граждан. Например, протестантский пастор Фишер рассказывал: "Группу армянок из сиротского приюта Вана вешали на деревьях, а затем снимали скальпы… Новорожденного ребенка разрубили топором на куски, которыми задушили мать ребенка, затолкав эти куски в ее рот. Остальных девушек приюта обесчестили и убили".
Страшное злодеяние
Против депортации и убийств выступили немало турок, и простые люди, с риском для жизни укрывавшие у себя несчастных (за помощь армянам полагалась смертная казнь), и видные чиновники. Например, мэр города Алеппо Мехмед Джеляль-бей запретил любые репрессии в отношении армян, за что поплатился своим постом. Его помощник Наим Бей считал, что "геноцид и депортация армян не сравнятся ни с одним из доселе известных в мировой истории страшных злодеяний и имя "турок" будет навечно проклято в глазах человечества".
24 мая 1915 года все три страны Антанты опубликовали декларацию, в которой осудили Турцию за преступления "против человечества и цивилизации". Русские войска, наступая вглубь Турции, спасли от гибели немало армян. Однако после распада Российской империи на территории русской Армении, оккупированной турецкими войсками, к началу 1919 году от холода, голода и болезней умерло еще 200 тысяч человек.
Массовые расправы над немусульманским населением не спасли Оттоманскую империю от поражения, а организаторы геноцида были приговорены после окончания Первой мировой войны военным трибуналом к смертной казни через повешение.
Несмотря на то, что они бежали за пределы страны, их нашла пуля. В рамках операции "Немезис" (по имени греческой богини мщения Немезиды) члены партии Дашнакцутюн застрелили в 1921 году в Берлине Талаат-пашу, а в 1922 году в Тифлисе Джемаль-пашу. Энвер-паша был убит в 1922 году в бою частями Красной Армии на территории нынешнего Узбекистана.