Рейтинг@Mail.ru
Росграница: в ближайший год на первый план выходит экономия - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Росграница: в ближайший год на первый план выходит экономия

© Фото : предоставлено пресс-службой РосграницыРуководитель Росграницы Константин Бусыгин
Руководитель Росграницы Константин Бусыгин
Читать ria.ru в
Об итогах годовой работы, планах обустройства являющихся лицом страны пунктов пропуска, работе на стратегических направлениях, а также о выживании в условиях урезанного бюджета рассказал в интервью РИА Новости глава Росграницы Константин Бусыгин.

Ровно год назад Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ (Росграница) после череды скандалов получило нового руководителя – им стал бывший гендиректор оружейного концерна "Калашников" Константин Бусыгин. Представляя его коллективу, вице-премьер Дмитрий Рогозин поручил "восстановить доброе имя Росграницы".

Об итогах годовой работы, планах обустройства являющихся лицом страны пунктов пропуска, работе на стратегических направлениях – в Крыму, Арктике и на Дальнем Востоке, а также о выживании в условиях урезанного бюджета глава Росграницы рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Екатерине Згировской. 

Кроме того, Константин Бусыгин поведал о планах выпуска познавательного фильма об агентстве, чью работу постоянно путают с погранслужбой ФСБ и таможней.

— Константин Дмитриевич, прошел ровно год, как вы возглавили Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ. Как бы вы могли оценить проделанную за год работу? Изменилось ли отношение сотрудников к работе? Какие инструменты мотивации применяете?
— Мы выполнили все задачи, которые были перед агентством поставлены именно на 2014 год. 
Провели тотальную инвентаризацию пунктов пропуска на местах, в регионах, скорректировали ФЦП 2012-2020. В программе остались наиболее важные объекты, по которым имеются прямые поручения главы государства.

В агентство пришло много молодых людей. Росграница новая на 75%. Представительства на местах в регионах вообще поменялись на 90%.
Мы начали работу с наведения порядка, дисциплины, ответственности. Общаемся со всеми работниками, как с равными. Не обозначая ни статус, ни должность, очень много совещаемся, перепроверяя свои решения, — это нормально. 

Каждый работник должен ощущать, что от него, именно от его работы зависит результат труда всего многотысячного коллектива. Наш труд это в первую очередь безопасность для всей страны. Мы ее называем Родина, а работнику даем понять, что он и есть часть Родины. Где-то вдохновляем как политруки, где-то более жестко требуем выполнения планов-графиков работ. Люди работают с удовольствием, несмотря на небольшие, честно говоря, зарплаты, чтобы не подвести других и передать документацию в срок. Никто не заставляет их оставаться после работы и выходить в выходные и праздничные дни, но они при необходимости приходят.

— Энтузиазм? 
— Да. С людьми надо говорить, причем на равных. Показывать пример во всем, тогда они сделают работы в два раза больше и качественнее, если у них есть желание. Вот, народный артист Аркадий Укупник, с которым мы знакомы уже более 20 лет, спросил, чем помочь. Я попросил спеть песню про Росграницу. Все говорят, что мурашки по коже, появляется желание сделать что-то большее. Другие мои товарищи фильм снимают про Росграницу. Многие же не понимают, чем именно Росграница занимается. Планируем выход фильма в июне. Мы часто говорим о патриотизме, а вот — песня и фильм, и все на безвозмездной основе.

Или возьмем Крым – первое поручение, полученное от Дмитрия Олеговича Рогозина. Необходимо было построить за три месяца три автомобильных пункта пропуска. Крым наш, значит, и отношение должно быть патриотическим. Открыли пункты пропуска даже на месяц раньше срока, показав, как можем работать – ответственно, творчески, а главное – на результат.

— А на текущий год что в приоритете?
— На ближайший год на первый план выходит экономия. Необходимо решать поставленные задачи в условиях ограниченных финансовых ресурсов.

В приоритете — обеспечение бесперебойной эксплуатации пунктов пропуска, поддержание их в технически исправном состоянии, недопущение аварийных ситуаций. 

Как отметил Дмитрий Рогозин на предыдущей коллегии Росграницы, "беречь финансовые ресурсы Российской Федерации – персональная задача каждого сотрудника агентства", и в таком контексте возврат в бюджет более миллиарда рублей – достойный результат.
Главная задача Росграницы – сделать качественно, удобно и функционально. "Театр начинается с вешалки, страна начинается с границы".

Те, кто приезжают к нам впервые, первое, что видят, это аэропорт или морской порт, российский пункт пропуска. Таким образом, Росграница становится агентством, ответственным за первое впечатление туристов о стране. Хотелось бы, чтобы наши пункты пропуска были узнаваемые, типовые, чтобы был определенный перечень услуг.

Росграница создана, чтобы создать необходимые условия для нормальной работы государственных контрольных органов – погранслужбы ФСБ, Таможенной службы, Роспотребнадзора и Фитосанитарной службы. Также она должна создать комфортные условия для пересечения границы нашими и зарубежными гражданами.

— С чем основные трудности?
— Все упирается в финансы. Есть пункты пропуска, которые требуют реконструкции, там нужно повысить уровень комфорта для сотрудников и для обычных граждан. А есть такие пункты, которые нужно сносить и строить заново. Мы поняли, что необходима оптимизация требований к обустройству на пунктах пропуска, а также типовой проект решения.

Тарифы растут, пунктов пропуска больше, а денег меньше. Было 15 миллионов на пункт пропуска еще три года назад, а сейчас уже 6 миллионов, а пунктов больше, а их надо содержать.

— Как выстраиваете работу с регионами?
— Росграница на местах с губернаторами обсуждала корректировку ФЦП "Госграница 2012-2020", чтобы переформировать государственную программу, не создавая дополнительных нагрузок на государственный бюджет. Других нужд у нас быть не может, все наши мероприятия носят программно-целевой характер. Нам жестко регламентируют задачи. Новая система, создаваемая нами, требует временных затрат и проработок. Успех ее реализации будет зависеть в том числе и от конструктивной позиции коллег из Минэкономики и Минфина.

— Экономический кризис как-то повлиял на вас? И так ведь средства на нужды Росграницы сокращали.
— Неблагоприятные тенденции в экономике приводят к общему сокращению финансирования из федерального бюджета. Приходится работать в ситуации, когда имущественный комплекс пунктов пропуска увеличивается, тарифы растут, а объемы финансирования сокращаются. Тем не менее поставленные на 2014 год задачи в целом мы выполнили. 

Денег стало меньше на 35% от того, что планировалось. Средств из года в год все меньше и меньше. Утвержденные госпрограммами лимиты инвестиционных расходов в части мероприятий Росграницы сокращены в среднем на 35% ежегодно, начиная с 2017 года. У нас программа урезана уже так, что остались только поручения президента и премьера, а также ранее заявленные мероприятия, которые нельзя не сделать, такие как Чемпионат мира по футболу 2018 года, а также саммиты БРИКС и ШОС.

© Фото : предоставлено пресс-службой РосграницыЗдание Морского вокзала в Сочи с пунктом пропуска
Здание Морского вокзала в Сочи с пунктом пропуска

— Давайте вернемся к теме Крыма. Как происходит модернизация пограничных пунктов на полуострове?
— В 2014 году мы обустроили по временной схеме пункты пропуска в Крымском федеральном округе. В рамках ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя до 2020 года" предусмотрено полноценное обустройство (строительство и техническое оснащение) семи пунктов пропуска: автомобильных — Армянск, Джанкой и Перекоп, воздушных пунктов пропуска в аэропортах Симферополь и Бельбек, железнодорожных пунктов пропуска Армянск и Джанкой. 

Сейчас Росграница ведет конкурсные процедуры на их проектирование. Все работы идут строго в соответствии с утвержденным планом-графиком реализации программы.

— Сколько пунктов должно быть создано заново и модернизировано в 2015 году?
— В 2015 году запланированы проектные и строительно-монтажные работы по 33 пунктам пропуска, которые выполняются в рамках двух ФЦП "Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)", "Социально-экономическое развитие республики Крым и Севастополя до 2020 года", в том числе такие экономически и политически важные объекты, как МПП "Большой порт Санкт-Петербург" (Бронка), открытие которого планируется с участием первых лиц государства, МПП Брусничное (Сайменский канал) – объект, имеющий международное значение, ВПП Уфа – объект, задействованный при проведении саммитов БРИКС и ШОС. Введем в эксплуатацию после модернизации семь пунктов пропуска через границу: воздушные пункты пропуска в аэропортах Самара, Уфа, Москва (Внуково), автомобильные в Светогорске, Нехотеевке и Кяхте (хотим в сентябре-октябре сдать этот пункт на монгольской границе) и морской пункт пропуска в порту Восточный.

— Сколько средств на это выделено?
— Федеральным бюджетом на реализацию этих мероприятий выделено в 2015 году порядка 3 миллиардов рублей, из них на крымские объекты – 43 миллиона рублей, так как объекты только проектируются в этом году.

— На морской коллегии с Дмитрием Рогозиным 25 марта вы сказали, что с морскими погранпунктами в Крыму проблем нет, но есть с сухопутными. В чем проблемы?
— В связи с нехваткой финансирования для дооборудования пунктов пропуска имеют место многокилометровые очереди автомобильного транспорта.

Сейчас по требованию контрольных органов Росграница увеличивает дополнительно карманы для стоянки автотранспорта, увеличивает количество въездных и выездных полос, чтобы увеличить пропускную способность. 

В рамках мероприятий ФЦП по Крыму в текущем году осуществляется проектирование указанных пунктов пропуска на постоянной основе. Их строительство мы планируем завершить в 2017 году, на год раньше указанного срока — 2018 года. 

— Как обстоят дела с пунктами на границе России с Украиной? Эти рубежи требовали особого внимания?
— Безусловно! В условиях развернутых в 2014 году боевых действий на приграничной с Россией территории этот вопрос находился и продолжает находиться в ряду самых важных. Граница России с Украиной — сейчас самый напряженный регион. Сложности и до этого существовали. Всегда есть желание больше сделать, для этого нужно больше финансирования.

Подготовлены и согласованы с пограничниками и таможенниками предложения по дополнительному оснащению в семи автомобильных пунктах пропуска (Чертково, Волошина, Донецк (Изварино), Гуково, Новошахтинск, Матвеев Курган, Весело-Вознесенка). Среди них совершенствование систем комплексной безопасности (в рамках средств, выделяемых на эксплуатацию), установка средств принудительной остановки автотранспорта (будет завершена в уже в текущем году), усиление элементов зданий и сооружений в местах несения службы, которые обеспечат защиту людей от поражения пулями и осколками (проводится по мере изыскания источников финансирования). 

Только с августа 2014 по февраль 2015 года в пунктах пропуска Матвеев Курган и Донецк (Изварино) обеспечено сопровождение 16 гуманитарных конвоев МЧС России на территорию Донецкой и Луганской областей. Для обеспечения контроля указанных конвоев на территории пункта пропуска Донецк (Изварино) временно размещены 30 сотрудников украинских пограничных и таможенных органов. 

Кроме того, обеспечено размещение и созданы условия для работы наблюдателям миссии ОБСЕ в двух пунктах пропуска (Гуково, Донецк (Изварино). 

В связи с введением украинской стороной ограничений по пересечению границы жителям приграничных регионов, прорабатывается вопрос о возможности обустройства пешеходных направлений в инфраструктуре трех пунктов пропуска (Донецк (Изварино), Матвеев Курган, Весело-Вознесенка). 

Есть новый международный автомобильный пункт пропуска Грайворон в Белгородской области проектной мощностью 500 автомобилей в сутки. Мы пригласили Дмитрия Олеговича Рогозина к нам на Грайворон 16 мая провести торжественное открытие, но пункт работает уже с 14 апреля.

В ближайшее время в Ростовской области будет открыт еще один новый пункт пропуска Куйбышева (Мариновка) с проектной мощность тысяча автомобилей в сутки. Это значительно увеличит пропускную способность всего российско-украинского участка государственной границы.

Вопрос совершенствования инфраструктуры пунктов пропуска на границе с Украиной всегда находится в сфере пристального внимания Росграницы.

— Вы говорили, что ФЦП корректируют из-за отсутствия информации о планах строительства объектов транспортной инфраструктуры, на которых обустраиваются эти пункты. Сейчас ситуация изменилась?
— Ситуация изменилась в лучшую сторону. Для решения озвученной проблемы была создана рабочая группа по вопросам взаимодействия Росграницы и Минтранса России где в том числе обсуждаются вопросы синхронизации сроков реконструкции пунктов пропуска и строительства транспортной инфраструктуры. Проблем в этой работе нет, она конструктивная, и Минтранс нам очень помогает.

— Также были проблемы с оборудованием пунктов пропуска на российско-казахстанской границе средствами обнаружения наркотиков из-за того, что техника не прошла приемку. Здесь ситуация изменилась?
— По поручению президента Росграница и ФСБ организовали работу по определению типа (марки) технических средств обнаружения наркотических веществ. Проводились сравнительные эксплуатационные испытания ручного детектора наркотических средств "Кербер-НС", которые завершились в ноябре 2014 года. В результате испытаний установлено, что данные приборы не обеспечивают эффективного обнаружения наркотических средств в условиях, в которых подразделения пограничного контроля осуществляют свои полномочия по досмотру лиц, осмотру транспортных средств, грузов, товаров и животных. Поэтому проводить закупку предложенных приборов погранслужба ФСБ России считает нецелесообразным.

Для выработки технических решений по обнаружению наркотических средств и их прекурсоров при проведении пограничного контроля в пунктах пропуска в настоящее время в ФСБ России готовится ведомственная комплексная целевая программа со сроком реализации до 2019 года.

— А какова вообще обстановка на границе с Казахстаном?
— С Казахстаном у нас сейчас нет таможни — мы в Евразийском экономическом союзе, поэтому у нас пунктов пропуска как таковых нет, но есть места пересечения. Погранслужба там все равно несет службу. Не очень много людей пересекают эти пункты пропуска, поэтому мы предлагаем делать мобильные пункты пропуска. Мы рассматриваем возможность создание на базе КамАЗа мобильных оборудованных пунктов пропуска, которые при необходимости могли бы выезжать на места, производить необходимые действия и уезжать. Это помогло бы нам сэкономить средства на установку стационарных пунктов пропуска там, где они не очень востребованы.

— Как идет работа со странами Балтии и Скандинавии, особенно обеспокоенными нашей военной активностью на границе? Не обращались ли они к Росгранице по этим вопросам?
— Нет. С такими вопросами в Росграницу никто не обращался. На сегодняшний день взаимодействие Росграницы с различными государственными органами и компаниями стран Балтии и Скандинавии налажено в рамках программ приграничного сотрудничества Европейского инструмента соседства и партнерства (2007-2013 годы). Росграница совместно с компетентными органами Эстонии, Латвии и Финляндии подготовила и осуществляет реализацию шести проектов по реконструкции и оснащению пунктов пропуска в рамках трех программах приграничного сотрудничества ЕИСП.

В рамках программы "Эстония – Латвия – Россия" реализуются крупномасштабные проекты: реконструкция пунктов пропуска Ивангород (Россия) и Нарва (Эстония), обустройство пункта пропуска Брунишево (Россия) и реконструкция пункта пропуска Виентули (Латвия), реконструкция автомобильного пункта пропуска Светогорск, развитие железнодорожных пунктов пропуска Светогорск – Иматра, реконструкция автомобильного пункта пропуска Борисоглебск.

— Как проходит работа по оборудованию наших арктических границ? 
— Арктика – стратегический объект для обеспечения всесторонней безопасности страны, включая экономическую. Арктику надо развивать, это наши деньги, надо развивать туризм. Если полноценно запустить Северный морской путь, это будет противовес Панамскому и Суэцкому каналам. Грузы из Европы в Азию так будет доставлять в три раза дешевле и быстрее, то же самое с юго-востока в Европу.

В целях укрепления конкурентоспособности российской экономики на арктическом направлении, повышения эффективности работы Северного морского пути Росграницей большое внимание уделяется развитию пунктов пропуска через государственную границу в Арктике.

Всего в Арктической зоне РФ 20 пунктов пропуска. Из них три автомобильных, 12 морских, пять воздушных.

— Что удалось сделать?
— В 2010-2015 годах установили пять пунктов пропуска: морские — Певек, Сабетта, Варандей, Дудинка и воздушный — Варандей. Это четверть от всех пунктов пропуска, расположенных в Арктике.

Приказом Росграницы в 2014 году в морском порту Сабетта открыт и начал работать морской грузовой постоянный многосторонний пункт пропуска через границу (по завершении первого этапа строительства).

В конце 2014 года Росграница заключила госконтракт на разработку проектной и рабочей документации на реконструкцию первого этапа морского пункта пропуска Мурманск.

В рамках государственно-частного партнерства ведется работа по реконструкции морского пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Беринговский, открытие которого планируется осуществить в 2016 году.

Отдельного внимания в плане обустройства пунктов пропуска требует Чукотский автономный округ в связи с тем, что он замыкает Арктическую зону на востоке и исторически является территорией Арктики, через которую осуществляется взаимодействие с иностранными государствами на востоке страны, в частности с США. Следует учесть также экспортный потенциал полезных ископаемых в округе, в том числе в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Сейчас нельзя останавливаться, надо ускоряться. Здесь главное не дать себя обогнать, а чтобы закрепиться, надо создавать социально-экономическую инфраструктуру.

— Каковы основные планы и задачи Росграницы в текущем году на дальневосточном направлении?
— Сейчас Дальний Восток — очень перспективное направление. На сегодняшний день завершена реконструкция двух пунктов пропуска – морской пункт пропуска Владивосток, воздушный пункт пропуска Владивосток (Кневичи). 

Ведется корректировка ФЦП "Государственная граница РФ (2012-2020 годы)", предусматривающая обустройство в возможно короткий срок на дальневосточном направлении четырех пунктов пропуска: автомобильные пункты пропуска – Пограничный, Краскино и морские – Восточный, Находка.

Также программой предусмотрены работы по десяти пунктам пропуска: морские пункты пропуска – Петропавловск-Камчатский, Шахтерск, Ванино, Корсаков, Невельск, Холмск, Анадырь; воздушный пункт пропуска – Петропавловск-Камчатский (Елизово) и железнодорожные – Пограничный и Нижнеленинское.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала