МОСКВА, 23 апр — РИА Новости. Многочисленные региональные конфликты на Ближнем Востоке и в Северной Африке, активизация террористических группировок и дезинтеграционные процессы в ряде стран являются признаками роста угрозы крупномасштабного военного конфликта в регионе, считают эксперты, принявшие участие в круглом столе в МИА "Россия сегодня".
Участники круглого стола также отмечают тенденцию ослабления национальных государств на Ближнем Востоке и в Северной Африке, сопровождающуюся усилением негосударственных акторов. В целом, по мнению экспертов, можно говорить о распаде системы международных отношений, сложившейся в регионе после Первой мировой войны.
Звенья одной цепи
По словам президента Центра стратегических исследований "Россия — исламский мир" Шамиля Султанова, главная тенденция, которую можно отметить, говоря о ситуации на Ближнем Востоке сегодня, — "это приближение угрозы новой глобальной войны".
"Не говорю, что она будет — может, и не будет, — но признаков все больше и больше", — заявил эксперт.
Он пояснил, что "глобальная война" проявляется в двух видах — в виде цепочки региональных конфликтов, которые сливаются на определенном этапе в геополитическое столкновение, либо как классическая глобальная война — столкновение двух больших коалиций.
Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль, согласившись с мнением Султанова, отметил, что война "уже фактически идет подковерным образом".
"Я совершенно согласен, что мы находимся в преддверии большой войны. Эта большая война уже фактически идет подковерным образом. Она многокомпонентна", — заявил Джемаль.
В свою очередь, заместитель директора Института прогноза и политического урегулирования Александр Кузнецов сравнил происходящее на Ближнем Востоке с 30-летней войной, которая была в Европе в XVII веке. При этом он отметил, что в деструктивных процессах в регионе можно увидеть и положительную сторону.
"Все равно активность народов Ближнего Востока свидетельствует о росте пассионарности. Может быть, мы наблюдаем за очень мучительным рождением нового арабского мира, нового общеарабского проекта, который объединит большую часть арабских стран, но выведет их на новой виток развития", — заявил Кузнецов.
Исчезновение границ и разоблачение мифов
Кузнецов также отметил, что если делать общий вывод из событий на Ближнем Востоке в последние четыре года, то можно зафиксировать распад политической системы международных отношений, которая существовала на Ближнем Востоке после окончания Первой мировой войны.
"Фактически она подвергается сильной эрозии, возможно, через 20 лет мы ее не увидим, а существующие государственные границы изменятся", — заявил эксперт.
С этим процессом связано сильное ослабление национальных государств на Ближнем Востоке, "превращение многих, еще недавно вполне дееспособных государств в failed states — несостоявшиеся государства".
Он отметил, что значимые политические решения в 1960-1990 годы принимались по оси Каир-Дамаск-Багдад.
"Мы видим, что ни Сирия, ни Ирак в ближайшее время не восстановятся как полюсы даже регионального масштаба. Дай бог, чтобы дело не дошло до полного распада этих стран. У Египта тоже серьезные проблемы внутриполитического и экономического характера, которые в ближайшее время помешают играть важную, активную роль в регионе", — заявил эксперт.
"Это наступление, которое по военным стандартам является де факто провалом, показало слабость. В определенной степени под Тикритом развеялся миф, что иранская армия является ключевой армией на Ближнем Востоке", — заявил Султанов.
Со своей стороны Джемаль отметил падение еще одного мифа политики Ближнего Востока, которое проявилось в событиях последних лет.
"Очень много мифов на наших глазах рушатся, в частности рушится миф, что Иран является авангардом антиимпериалистической революции", — заявил Джемаль.
Он напомнил, что после революции 1979 года Иран рассматривали как "знаменосца оппозиции секулярному либеральному Западу", многие считали, что на него должны ориентироваться люди, бросающие вызов мировой системе.
"Оказалось, что это не совсем так, потому что подковерным образом в течение всей истории после 1979 года Иран имел закулисные отношения не только с США, но еще оказывается имели место закулисные отношения с Израилем. При том что риторика была жестко антиизраильской", — заявил эксперт.