В рамках проведения Международного фотоконкурса имени Андрея Стенина, организованного МИА "Россия сегодня", пресс-службой агентства подготовлена серия интервью с членами жюри конкурса — крупнейшими фото- и артдеятелями. Своим взглядом на развитие мировой фотожурналистики поделился Аттила Ду́рак, турецкий фотограф, соучредитель и куратор фестиваля Fotoİstanbul.
— Почему Вы решили войти в жюри Международного конкурса фотожурналистики им. Андрея Стенина?
— Ежедневно журналисты подобные Андрею Стенину отправляются на рабочее задание в надежде поймать в объектив то, что передаст саму суть конфликта, понимая также, что могут не вернуться назад. Для меня это больше, чем фотоконкурс. Это — возможность отдать должное отваге и мужеству фотожурналистов, работающих в зонах вооружённых конфликтов.
— Каким вы видите будущее конкурсов фотожурналистики, и как оцениваете участие в них непрофессионалов?
— Фотоконкурсы предоставляют фотографам, особенно фотографам-непрофессионалам, возможность получить отклик на свои работы и понять, как они вписываются в фотосообщество талантов. Фотоконкурсы являются площадкой для обретения уверенности в себе, как и выстраивания общения в среде профессионалов. В дополнение это возможность для фотографов-любителей воспринимать себя и свои работы серьезно, относиться к ним как к профессии.
— Гендерный вопрос в фотожурналистике: должна ли женщина с фотокамерой идти снимать войну?
— Разве женщинам нельзя быть военными корреспондентами? Даже если сейчас их совсем немного, женщины уже ступили на эту стезю. И все говорит о том, что число военных корреспондентов-женщин будет расти. Исходя из предпосылки, что на свете живут мужчины и женщины и видят мир по-разному, не должны ли мы желать понять мнения обеих сторон? Если нет, то и подобный вопрос здесь неуместен.
— За последнее десятилетие изменилась ли и как географическая карта мировой фотографии?
— Карта меняется в зависимости от геополитической ситуации. Фотографы находятся в поиске захватывающих сюжетов, и такие часто встречаются в зонах стихийных бедствий и вооружённых конфликтов. Десять лет назад такой горячей точкой был Ирак в период начала второй войны в Персидском заливе. Потом были Афганистан, события Арабской весна, цунами в Японии и Таиланде. Из последних — Сирия и столкновения в Парке Таксим-Гези в Турции. Всё это вехи на карте мировой фотожурналистики. Их слишком много, чтобы назвать все.
— Как повлиял приход цифровых и других медиаформатов на профессиональные стандарты фотожурналистики?
— Цифровые технологии облегчают жизнь фотожурналистов. Сейчас они могут передавать снятые ими фотографии гораздо быстрее и легче. Все более важной составляющей профессиональной фотожурналистики становится возможность обеспечить скоростную передачу фотографий и более широкое их распространение. Уже недостаточно сказать: "Я был там". Теперь это скорее: "Вот мои фотографии с места событий, и я ВСЕ ЕЩЕ здесь. Ждите новостей".
— Что бы вы посоветовали тем, кто решил посвятить себя профессиональной журналистике?
— Убедитесь, что это именно то, чем вы хотите заниматься. Растите как личность, чтобы люди хотели общаться с вами и могли вам доверять. Ищите свое видение сюжета.