Валентин Зорин, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Гонка за высшую власть в американском государстве началась, хотя президентские выборы предстоят еще только в ноябре 2016-го года. О своих претензиях на президентское кресло официально объявила 67-летняя Хиллари Клинтон. Других перспективных кандидатов в стане демократической партии, судя по всему, не нашли, что свидетельствует о весьма небогатом политическом поле Вашингтона.
Во всяком случае, неслучайно Барак Обама именно Хиллари Клинтон доверил один из ключевых постов своей администрации, поставив ее во главе внешнеполитического ведомства страны. Правда, лавров на этом посту она не стяжала и в список особо успешных государственных секретарей не вошла. Но опыт, и, что особо важно, связи приобрела весьма большие и прочно закрепилась в верхнем эшелоне демократической партии, что и дает ей возможность выступить с претензией на высший государственный пост в стране.
Джордж Буш-младший вошел в малопочтенный список президентов-неудачников. Его рейтинг в последний период пребывания у власти был одним из самых низких в политической истории Америки, что стало одной из причин унизительного поражения республиканцев на выборах 2008-го года.
Быть может, именно поэтому партийная верхушка медлит с окончательным решением. Впрочем, выбор у них небольшой и, в конце концов, политические связи и вес клана Бушей в промышленно-финансовых кругах и особенно в могущественной техасской группировке нефтяных королей в конце концов возьмет верх.
Сам Джеб Буш до сей поры на американской политической сцене ничем выдающимся себя не проявил. Правда, если не считать памятного эпизода в его политической биографии. На президентских выборах 2000-го года Джордж Буш-младший фактически потерпел поражение от кандидата демократической партии Альберта Гора, набравшего на миллион голосов больше. Но лидеры республиканцев тогда оспорили результаты, потребовав пересчета голосов. Пересчет был назначен в штате Флорида, губернатором которого был Джеб Буш. Пересчет, разумеется, был в пользу Буша-младшего и усилиями брата и решением Верховного суда Джордж Буш-младший получил президентский мандат.
За десять лет до этого, в июне 1991-го года, во время интервью с Джорджем Бушем-старшим я, выйдя за рамки протокола, и имея в виду амбиции его сыновей, спросил президента, нет ли в планах его семьи создания династии Бушей. "Помилуй Бог, — ответил Буш-старший, — помня трагедию семьи Кеннеди, я меньше всего думаю о династии нашей семьи". Лукавил ли тогда многоопытный политик или так сложилось, остается гадать. Но Америка сегодня оказывается в условиях реальной перспективы борьбы представителей двух могущественных политических династий.
И это не случайное стечение обстоятельств. Американскую правящую элиту составляет тесно сплоченный, связанный многолетними деловыми узами, годами создававшимися связями с ведущими группами финансово-промышленного капитала, в конце концов, семейными узами клан.
Те, кто в нынешней вашингтонской правящей элите представляют пресловутые "сто семей Америки" выросли и сформировались в годы "холодной войны" и, по-видимому, не избавились от ее стереотипов и духа. Начавшаяся ныне избирательная кампания по существу перетасовка всей той же неновой колоды политических карт.
Особых надежд это не внушает.