Владимир Викторович Васильев родился 18 апреля 1940 года в Москве. Его отец работал шофером на фабрике технического войлока, мать — начальником отдела сбыта этой фабрики.
В семь лет Васильев начал заниматься в старшей группе хореографического кружка Кировского дома пионеров. Затем занимался в городском Дворце пионеров, с хореографическим ансамблем которого в 1948 году впервые выступил в концерте на сцене Большого театра.
В 1958 году Владимир Васильев окончил Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), где учился в старших классах у Михаила Габовича, был принят в балетную труппу Большого театра. Партии готовил под руководством Алексея Ермолаева, затем — Галины Улановой.
Первоначально в театре у Васильева были характерные роли: цыганский танец в опере "Русалка", лезгинка в опере "Демон" и др. Первой большой сольной партией стала партия Пана в хореографической сцене "Вальпургиева ночь".
Прима Большого театра Галина Уланова предложила молодому солисту быть ее партнером в классическом балете "Шопениана". Балетмейстер Юрий Григорович доверил ему центральную партию в своей постановке балета Сергея Прокофьева "Каменный цветок".
В 1958-1988 годах Владимир Васильев был ведущим солистом Большого театра. Постоянной его партнершей была его жена — балерина Екатерина Максимова.
Среди лучших ролей Владимира Васильева — партии Принца в "Золушке", Ромео в "Ромео и Джульетте", Ивана Грозного в одноименном балете Сергея Прокофьева, Базиля в "Дон Кихоте" Людвига Минкуса, Альберта в "Жизели" Адольфа Адана, Дезире в "Спящей красавице" Петра Чайковского.
В 1977 году Морис Бежар специально для Васильева создал партию Юноши в новом прочтении "Петрушки" ("Балет ХХ века", Брюссель).
За время своей творческой карьеры Васильев много выступал за рубежом — в "Гранд-опера", "Ла Скала", "Метрополитен-опера", "Ковент-Гардене", Римской опере, театре "Колон" и др.
В 1988 году в результате конфликта, возникшего между Владимиром Васильевым и Юрием Григоровичем из-за различий в творческих позициях, Владимир Васильев и Екатерина Максимова покинули Большой театр.
В 1995-2000 годах Васильев был художественным руководителем — директором Государственного академического Большого театра России.
В 1988 году специально для Васильева Лоркой Мясиным был поставлен балет "Грек Зорба" Микиса Теодоракиса ("Арена ди Верона"). В этом же году он исполнил в театре Сан-Карло главные партии в балетах Леонида Мясина "Парижское веселье" на музыку Жака Оффенбаха (Барон) и "Пульчинелла" на музыку Игоря Стравинского (Пульчинелла). Итальянский режиссер Беппе Менегатти поставил для Владимира Васильева спектакли "Нижинский" (театр Сан-Карло, 1989); "Долгое путешествие в Рождественскую ночь" на музыку Чайковского и Стравинского (Римская опера, 2000); "Дягилев Мусагет. Венеция, август 1929" на сборную музыку (Римская опера, 2009).
В 2014 году Владимир Васильев выступил в партии Ильи Андреевича Ростова в мини-балете "Первый бал Наташи Ростовой", показанном на открытии Олимпийских игр в Сочи.
С 1971 года Васильев ставит балетные спектакли в качестве хореографа. Его балетмейстерским дебютом стал балет "Икар" Сергея Слонимского на сцене Кремлевского дворца съездов. Позже он поставил балеты "Эти чарующие звуки" (1978), "Макбет" (1980), оригинальные телебалеты "Анюта" (1982) и "Дом у дороги" (1984) Валерия Гаврилина.
На телевидении Владимир Васильев поставил также телефильм "Евангелие от лукавого". В Аргентине поставил балет "Фрагменты одной биографии", в США — "Дон Кихота".
В ташкентском Театре имени А. Навои Васильев поставил оперу-балет "Тахир и Зухра" на музыку Джалилова (1977), в московском театре "Новая опера" — реквием "О, Моцарт! Моцарт… " на музыку Моцарта, Сальери, Римского-Корсакова (1995), на сцене Большого театра — "Травиату" Джузеппе Верди (1996) и хореографические сценки в опере Модеста Мусоргского "Хованщина", а также в "Аиде" Верди на сцене Римской оперы (1993) и Арена ди Верона (2002).
Владимир Васильев работал балетмейстером труппы Кремлевского Дворца съездов "Балет Кремля", где поставил несколько спектаклей, в том числе "Золушку" Прокофьева.
В 2010 году в Красноярском театре опера и балета он поставил балет "Красный мак".
В 2011 году в московском Детском музыкальном театре имени Натальи Сац в рамках спектакля "Сказки Пушкина в музыке и танце" он создал либретто и хореографию балета "Балда" на музыку Дмитрия Шостаковича.
В июне 2014 года его проект, в который вошли шесть премьер балетных миниатюр, поставленных по мотивам прозы российского писателя Виктора Астафьева, был включен в программу Четвертого международного музыкального фестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Красноярске. Васильев выступил в проекте как художественный руководитель, режиссер-постановщик, художник мультимедийной сценографии и ведущий спектакля.
18 апреля 2015 года, к юбилею хореографа, на Исторической сцене Большого театра в Москве состоится премьера балета Dona nobis pacem в постановке Владимира Васильева на музыку Мессы Си Минор Иоганна Себастьяна Баха. Балет будет показан в исполнении артистов Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля.
Интересными экспериментами были его работы на драматической сцене — хореография сказки-комедии "Принцесса и Дровосек" в театре "Современник" (1969), рок-оперы "Юнона" и "Авось" в театре Ленком (1981) и др.
Как драматический актер он снимался в художественных фильмах "Жиголо и жиголетта" (1980), "Фуэте" (1986), выступая не только как исполнитель, но и как хореограф и режиссер-постановщик. Васильев снимался в экранизациях балетов "Сказка о Коньке-Горбунке" (1961) и "Спартак" (1976), оригинальных телебалетах "Трапеция" (1970), "Анюта" (1982), музыкальном фильме "Гран па в белую ночь" (1988) и др.
Владимир Васильев ведет педагогическую деятельность. В 1982 году он окончил хореографический факультет ГИТИСа по специальности балетмейстер-постановщик и с этого же года начал там преподавать. В 1985-1995 годах Васильев был заведующим кафедрой хореографии ГИТИСа (РАТИ), профессор (1989).
Он является председателем Фонда Галины Улановой.
В 2001 году вышел поэтический сборник Васильева "Цепочка дней".
Владимир Васильев занимается живописью. За последние годы им создано около 400 работ, многие из которых были представлены на персональных выставках в России и за рубежом.
Является художественным руководителем и председатель жюри Конкурса артистов балета имени Екатерины Максимовой "Арабеск".
Творчество Владимира Васильева отмечено многочисленными государственными и профессиональными наградами. Он — народный артист СССР (1973), лауреат Ленинской премии (1970), Государственной премии СССР (1977), Государственной премии РСФСР (1984), Государственной премии РФ (1991), премии имени Ленинского комсомола (1968), премии Мэрии Москвы (1997). Награжден орденами Ленина (1976), Трудового Красного Знамени (1986), Дружбы народов (1981), "За заслуги перед Отечеством" IV (2000) и III (2008) степеней
Васильев является обладателем первой премии и золотой медали VII Международного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959), Гран-при и Золотой медали I Международного конкурса артистов балета в Варне (Болгария, 1964); премии имени В. Нижинского Парижской академии танца (1964), премии имени Мариуса Петипа "Лучший дуэт мира" (совместно с Екатериной Максимовой, 1972, Парижская академия танца), премии Римского муниципалитета "Европа-1972" (Италия), и других премий.
Владимир Васильев был женат на солистке балета, актрисе, хореографе и педагоге Екатерине Максимовой (1939-2009).
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников