МОСКВА, 17 апр — РИА Новости/Прайм. "Объединенная вагонная компания" (ОВК) миллиардера Александра Несиса, несмотря на стагнацию в экономике и не самую благоприятную ситуацию на рынке железнодорожного грузового состава, объявила о планах по проведению первичного публичного размещения акций.
IPO ОВК на Московской бирже станет первым в России после более чем годового перерыва. Размещение акций компаний подобных ОВК еще не было. На рынке железнодорожных перевозок последнее размещение провел "Трансконтейнер" в 2008 году на Лондонской фондовой бирже. После этого размещения еще несколько операторов объявляли о таких планах, однако размещения так не состоялись.
Размещение
ОВК 17 апреля заявила о том, что намерена провести IPO на Московской бирже, в ходе которого планирует разместить не менее 10% акций, в том числе около 5% являются акциями, размещаемыми в рамках дополнительного выпуска, а остальные бумаги будут предложены к продаже единственным акционером компании United Wagon Plc.
United Wagon Plc принадлежит 100% акций ОВК, в свою очередь 100% акций офшора контролирует группа "ИСТ", крупнейшим бенефициаром которой является Александр Несис.
Размещение запланировано на конец апреля текущего года, более точная дата будет утверждена советом директоров. ОВК ожидает, что будет осуществлен листинг акций на Московской бирже, и они будут включены в котировальный список первого (высшего) уровня. Средства, привлеченные в рамках IPO, будут направлены на финансирование хозяйственной деятельности и развитие бизнеса. "ВТБ Капитал" стал глобальным координатором предложения. Совместно с финансовой группой "Открытие" выступает также соорганизатором и совместным букраннером.
По мнению аналитиков, ОВК уже договорилась с якорными инвесторами. Газета "Ведомости" сообщала, что в размещении акций ОВК поучаствуют минимум три пенсионных фонда, связанных с группой "Открытие". Однако, по словам источника, близкого к компании, пенсионных фондов в этом списке нет.
Модель бизнеса
Модель бизнеса ОВК — уникальна для России. Группа сама производит, сдает в лизинг и оперирует подвижным составом. Ключевым направлением реализации вагонов является оперативный лизинг. Компании, объединенные под брендом RAIL1520, представляют лизинговое направление железнодорожного холдинга ОВК. RAIL1520 входит в Топ-5 крупнейших игроков на рынке. Кроме того, ОВК осуществляет прямые продажи вагонов нового поколения, а также представляет услуги оперирования подвижным составом через транспортную компанию ООО "Восток1520".
ОВК построила на сегодняшний день самое современное вагоностроительное предприятие в РФ — "Тихвинский вагоностроительный завод" в Ленинградской области, вложив в его строительство 1,5 миллиарда долларов. Текущая производственная мощность завода — 16 тысяч инновационных вагонов с перспективой расширения до 22 тысяч в 2016 году.
Финансовая ситуация
Компания в пятницу опубликовала консолидированные финансовые результаты за последние три года.
Чистая прибыль ОВК по МСФО в 2014 году составила 549,3 миллиона рублей против убытка в 5,7 миллиарда рублей в 2013 году и 4,5 миллиарда рублей в 2012 году. Консолидированная выручка компании выросла более чем в 5 раз по сравнению с 2013 годом, до 17,057 миллиарда рублей. В 2012 году консолидированная выручка составила 2,16 миллиарда рублей. Показатель EBITDA за 2014 год увеличился в 2,5 раза, до 3,572 миллиарда рублей, по сравнению с 1,403 миллиарда рублей в 2013 году.
При этом компания имеет ощутимую задолженность. Долгосрочная задолженность группы на конец года составила 73,6 миллиарда рублей, из которых 44,5 миллиарда рублей приходилось на кредиты и займы. Краткосрочные обязательства составили 25,3 миллиарда рублей, из которых на кредиты и займы пришлось 16,9 миллиарда рублей. Суммарная сумма обязательств достигает почти 99 миллиарда рублей.
По словам Андрея Третельникова из инвесткомпании RMG, уровень долга ОВК является очень высоким, даже с учетом того, что половина кредита обеспечена вагонами, которыми владеет группа, и возвращения компании займа от акционера United Wagon в апреле 2015 году. "Менеджменту в ходе встреч с потенциальными инвесторами придется подробно рассказать про стратегию управления долгом компании", — отмечает он.
Рынок
Рынок железнодорожных перевозок в 2015 году находится в сложной ситуации. Профицит вагонов привел к снижению доходности железнодорожных перевозок. Железнодорожные операторы практически не покупают вагоны и ждут улучшения ситуации на рынке.
При этом, по данным исследования "Прогноз железнодорожного рынка России до 2024 года" "INFOLine-Аналитика", в результате массового списания в ближайшие два года подвижного состава с истекшим сроком службы (более 100 тысяч вагонов ежегодно) будет сокращен профицит подвижного состава, а ставка доходности оперирования в течение 2016-2017 годах вырастет до экономически обоснованного уровня, позволяющего обеспечивать сервисное обслуживание вагонов и восстановить платежи по кредитам и лизинговым контрактам.
В исследовании также сказано, что списанный подвижной состав будет замещаться в основном экономически эффективными инновационными вагонами, в результате чего в 2016-2017 годах более 80% производства будет обеспечено вагонами нового поколения. Размер российского парка вагонов, превысившего нормативный срок службы, на конец марта 2015 года составляет около 285 тысячи вагонов, что соответствует размеру профицита парка, по оценке РЖД.