МОСКВА, 17 апр — РИА Новости. Выставка авиационных и оборонных систем LAAD-2015 в бразильском городе Рио-де-Жанейро завершается в пятницу, 17 апреля. Россия в ходе форума обсудила перспективы расширения военно-технического сотрудничества с Бразилией и другими государствами Латинской Америки, российские вертолеты и системы ПВО вызвали особенно большой интерес на выставке.
Десятая международная выставка оборонной промышленности, технологий и систем безопасности LAAD Defence & Security проходила с 14 по 17 апреля. Она проводится с 1992 года под патронатом Минобороны и МИД Бразилии. Ее тематика — авиационная и космическая техника военного и гражданского назначения, вооружение и военная техника ПВО, ВМФ, войск связи и сухопутных войск, средства обеспечения общественной безопасности. РФ участвует в выставках LAAD с 1997 года.
Как сообщила пресс-служба госкорпорации "Ростех", являвшейся организатором российской экспозиции, наиболее заметными темами выставки стали "переговоры о поставке средств ПВО и авиационной техники, развитии региональной системы сервисного обслуживания российской вертолетной и авиатехники". Делегация "Ростеха" на выставке прорабатывала "возможности наращивания технологического сотрудничества и трансфера технологий".
Россия на LAAD — от ПЗРК до Су-35
Российская делегация, которую возглавлял директор ФСВТС Александр Фомин, представила на LAAD-2015 новейшие высокотехнологичные разработки — всего в виде моделей, макетов и других рекламных материалов была размещена информация о 667 экспонатах продукции военного назначения.
В их числе — учебно-боевой самолет Як-130, многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-35, боевой вертолет Ми-28НЭ, военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А, тяжелый транспортный вертолет Ми-26, противотанковые ракетные комплексы "Корнет-ЭМ", переносной зенитно-ракетный комплекс "Игла-С", а также зенитный ракетно-пушечный комплекс "Панцирь-С1" и т.д.
Всего в рамках российской экспозиции свою продукцию представили 29 организаций. При этом продукцию военного назначения демонстрировали 17 предприятий, в том числе восемь субъектов военно-технического сотрудничества: "Рособоронэкспорт", "Вертолеты России", "КБП", "НПО "Базальт", "НПО "Прибор", "ОДК", "НПЦ газотурбостроения "Салют", "Швабе — Оборона и Защита".
Как заявил накануне выставки заместитель гендиректора "Рособоронэкспорта" Сергей Ладыгин, возглавлявший делегацию компании, у РФ и Бразилии "огромный потенциал для дальнейшего развития сотрудничества". Сегодня, по его словам, "закладывается фундамент не просто отдельных, пусть и больших проектов, но самой широкой индустриальной и научно-технологической кооперации, которая положительно скажется на межгосударственных отношениях и экономиках обеих стран".
Россия и Бразилия сотрудничают в военно-технической сфере с 1994 года, когда был подписан контракт на поставку нескольких партий ПЗРК типа "Игла". В 2008 году заключено межправительственное соглашение о ВТС. Настоящим прорывом в отношениях стал контракт "Рособоронэкспорта" на поставку партии вертолетов Ми-35М в 2008 году. Бразилия может стать и покупателем комплексов ПВО "Панцирь-С1". Как сообщал накануне LAAD-2015 "Рособоронэкспорт", "по сухопутной тематике хорошие экспортные перспективы в регионе у российской автомобильной техники — бронеавтомобилей семейства "Тигр" и "Горец-М", а также грузовиков "КамАЗ".
"Панцири" и "Иглы"
Сергей Ладыгин рассказал на выставке РИА Новости, что Россия и Бразилия продолжают переговоры по закупке этой латиноамериканской страной зенитных ракетно-пушечных комплексов (ЗРПК) "Панцирь-1С", а также переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) "Игла-С".
Ранее в марте этого года замглавы "Рособоронэкспорта" Сергей Гореславский сообщил, что РФ надеется на то, что контракт будет подписан в этом году. На LAAD-2015 он сказал, что сегодня ведется уже "предконтрактная работа" по "Панцирь С-1" и "Игла-С".
Вертолеты
В 2015 году Россия создаст в Бразилии сервисный центр по ремонту и модернизации вертолетов Ми-35М, рассказал журналистам на выставке Гореславский. По его словам, он будет создан "на ряде предприятий оборонно-промышленного комплекса Бразилии и нескольких авиабазах при участии специалистов холдинга "Вертолеты России" и "Рособоронэкспорта". Он уточнил, что речь, прежде всего, идет о ремонте фюзеляжа и двигателя. Ранее Россия уже выполнила контракт на поставку в Бразилию 12 Ми-35М.
"Вертолеты России" (входит в "Ростех") в 2014 году авторизовали в Бразилии сервисный центр компании Helipark Taxi Aereo. Центр сможет выполнять полный спектр работ по ремонту агрегатов и фюзеляжа вертолетов соосной схемы, предусмотренный эксплуатационно-технической документацией вертолета Ка-32А11ВС, который компания успешно эксплуатирует с 2012 года.
В настоящее время Аргентина уже закупила в РФ два вертолета Ми-171 для полетов в Антарктиду. По словам Щербинина, аргентинская сторона неоднократно высказывалась в пользу нового контракта на поставку российских вертолетов, так как "опыт их эксплуатации в Антарктиде подтвердил их отличные характеристики".
"Яки" в Латинской Америке
Большой интерес в Латинской Америке вызывает новейший российский учебно-боевой самолёт Як-130, созданный авиакорпорацией "Иркут" (входит в ОАК). Как рассказал РИА Новости на LAAD-2015 глава делегации компании Виктор Личаев, уже получено порядка десяти заявок от латиноамериканских стран на поставку Як-130.
Среди этих государств — Боливия, Перу, Парагвай, Чили. Большой интерес к самолету проявляют Аргентина и Колумбия, отметил Личаев. По его словам, "Иркут" оценивает латиноамериканский рынок в 150 машин.
Глава делегации "Иркута" особо отметил, что "регион в целом стремится к политической независимости от США и НАТО. Есть стремление латиноамериканских стран к диверсификации систем вооружения".
Як-130 — это двухместный реактивный учебно-боевой самолёт нового поколения, предназначенный для обучения и боевой подготовки лётного состава, а также боевого применения в простых и сложных метеоусловиях, по воздушным и наземным целям. По своим лётно-техническим и маневренным характеристикам самолет близок к показателям современных истребителей на дозвуковой скорости полёта, что позволит решить задачу обучения пилотов для самолётов поколений "4+" и "5". Он неприхотлив относительно условий базирования и способен садиться на неподготовленные площадки.
Sukhoi SuperJet — перспективы в Никарагуа
По словам Андрачникова, Никарагуа географически удачно расположена — "плечи, которые соединяют Никарагуа с соседними государствами центральной Америки, идеально подходят под логистику Sukhoi SuperJet 100".
Послепродажное обслуживание авиатехники
Эксперты оценивают объем рынка послепродажного обслуживания российской авиатехники в странах Латинской Америки до 2020 года более чем в 130 миллионов долларов, и в ближайшие годы его объем не уменьшится, сообщила пресс-служба участвовавшего в LAAD-2015 холдинга "Технодинамика" (бывшее "Авиационное оборудование", входит в "Ростех").
По словам гендиректора авиационно-сервисного центра "Технодинамики" Олега Васильева, "на данный момент в странах Латинской Америки существенная часть техники российского производства будет выводиться из эксплуатации", но "эти объемы будут замещаться новыми поставками воздушных судов из России".
На LAAD-2015 "Технодинамика" представила, в частности, создаваемую совместно с американской компанией Curtis Wright Controls систему пожарной защиты для перспективного российского авиалайнера МС-21, вспомогательную силовую установку 90/120, шасси для вертолета Ка-62 и другие новинки.
Двигатели: самолетные, вертолетные, ракетные
"Объединенная двигателестроительная корпорация" (ОДК, входит в "Ростех") представила в Рио-де-Жанейро актуальные для стран Латинской Америки двигатели, а также новинки, предлагаемые заказчикам региона. В сегменте военной авиации было продемонстрировано семейство турбореактивных двигателей АЛ-31Ф, а также двигатель АИ-222-25, предназначенный для современных и перспективных учебно-тренировочных, учебно-боевых и легких боевых самолетов.
Кроме того, в рамках экспозиции ОДК посетители могли ознакомиться с новинкой российского двигателестроения — перспективным двигателем ПД-14, предназначенным для пассажирского самолета МС-21. Еще одним экспонатом в "гражданской" сфере стал двигатель SaM146, предназначенный для применения на SSJ100. В сегменте вертолетных двигателей были продемонстрированы ВК-2500, ТВ7-117В, ВК-800В и ТВ-3-117, а в космическом — НК-33 и РД-107/108.
Как рассказал гендиректор ОДК Владислав Масалов, сегодня в Латинской Америке эксплуатируется более 900 двигателей разработки и производства ОДК, и корпорация заинтересована "в создании комплексной системы сервиса, соответствующей мировым стандартам качества, которая будет включать техническое обслуживание, ремонт, поставку запасных частей и документации, обучение технических специалистов".
Ключевыми рынками для холдинга являются Мексика, Бразилия, Перу, Венесуэла, Аргентина, Куба, Колумбия и другие страны, сообщает пресс-служба ОДК.
Латинской Америке интересен российский космос
Россия предложила на LAAD-2015 Латинской Америке новейшие продукты и решения на основе технологий ГЛОНАСС/GPS, дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ, сообщила пресс-служба "Российских космических систем" (РКС, входит в ОРКК).
Как заявил замгендиректора РКС по стратегическому развитию и инновациям Евгений Нестеров, "новейшие разработки, созданные на основе использования технологий спутниковой навигации, космической съемки и системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ, вызывают большой интерес", и "есть реальная перспектива их использования на бразильском рынке и в латиноамериканском регионе в целом".
Для стран Латинской Америки, на территории которых находятся самая длинная река в мире Амазонка и самая протяженная система гор Анды с действующим вулканом Котопахи, предлагаются решения по контролю и прогнозированию паводков и наводнений, землетрясений в потенциально опасных районах, а также системы оценки ущерба и процесса ликвидации последствий, подчеркнули в РКС.
РФ и Латинская Америка имеют давний опыт сотрудничества в области высоких технологий. В феврале 2013 года в Бразилии в Национальном университете города Бразилиа официально заработала первая в Западном полушарии станция дифференциальной коррекции и мониторинга (СДКМ) ГЛОНАСС. Эта станция — дополнение российской системы спутниковой навигации ГЛОНАСС, она позволяет получать метровую точность местоопределения. Обсуждается расширение сети станций ГЛОНАСС в регионе, сообщила пресс-служба РКС.
Переговоры "Ростеха"
"Ростех" в ходе выставки LAAD-2015 в Бразилии вел переговоры о технологической кооперации в области военного и гражданского сотрудничества с крупнейшими бразильскими компаниями, среди которых — Embraer, Odebrecht, Mectron.
"В рамках встреч с нынешними и потенциальными технологическими партнерами региона были продемонстрированы возможные виды сотрудничества корпорации: продажа готового решения, совместная разработка и производство продукта, а также передача технологий для организации лицензионного производства", — сообщил "Ростех".