АСТАНА, 17 апр — РИА Новости, Жанна Манукян. Наиболее перспективным транзитным коридором доставки грузов из Китая в Европу в рамках реализации идеи Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) является Северный путь, который пройдет через территорию Казахстана и Транссибирскую магистраль, считают авторы аналитического доклада к международной конференции "Создание Центральной Евразии: Экономический пояс Шелкового пути".
Текущая карта Шелкового пути допускает развитие нескольких маршрутов из Китая в Европу. Авторы доклада кроме Северного пути также выделяют морские маршруты, которые задействуют казахстанский порт Актау, а также порты Каспийского моря (Махачкала, Баку), обеспечивающие доступ в Кавказский регион, Турцию и Черноморский бассейн. Южные маршруты проходят через территории Киргизии, Узбекистана, Туркменистана и Ирана, обеспечивая выход к Индийскому океану в районе Персидского залива.
Северный путь
В Северный путь входят маршруты, проходящие по территории Китая, Казахстана и России: Урумчи — Достык — Омск — Москва — страны ЕС.
"Расчетная мощность данного маршрута (Северный путь — ред.) — одна из самых наибольших среди всех представленных путей и составляет 300 тысяч TEU (у.е. измерения вместимости грузовых транспортных средств, основана на объеме 20-футового ISO контейнера — ред).). Пока маршрут использован максимум лишь на 20% его мощности… Северный маршрут является наиболее перспективным", — отмечается в докладе.
В рамках Северного пути, по мнению экспертов, наиболее разработанным маршрутом является транспортный коридор Западный Китай — Западная Европа, проходящие через города Ляньюнган, Чжэнчжоу, Ланьчжоу, Урумчи, Хоргос, Алма-Ату, Кызылорду, Актобе, Оренбург, Казань, Нижний Новгород, Москву и Санкт-Петербург с выходом на порты Балтийского моря.
"Этот маршрут — единственный из всех — уже действует, и большая часть существенного транзитного потока идет именно через него. Важным преимуществом пути является также и прохождение лишь одной таможенной границы — между Китаем и Казахстаном", — говорится в докладе, который будет представлен в пятницу в Астане на международной конференции "Создание Евразии: Экономический пояс Шелкового пути".
Преимущества маршрута
Одним из главных преимуществ маршрута является то, что он требует сравнительно небольшого объема инвестиций — 2-2,5 миллиарда долларов и является самым подготовленным. В сравнении, морской маршрут требует наибольших инвестиций в Закавказье из-за особенностей гористой местности и является самым дорогим. Необходимый объем инвестиций оценивается в 3-3,5 миллиарда долларов. Что касается Южного пути, то один из маршрутов, проходящий через Урумчи — Достык — Алматы — Шымкент — Тегеран — Стамбул, является только автомобильным и требует больших инвестиций в инфраструктуру.
Недостатки северного маршрута
У маршрута наряду с преимуществами есть и недостатки. Важная проблема пути, отмечают эксперты, — его ограниченная пропускная способность. Для обеспечения реальной конкурентоспособности маршрута его предстоит видоизменить, полагают авторы доклада.
Согласно статистике, импорт в Европу из Китая в 2014 году достиг 181,48 миллиона тонн на сумму 468 миллиардов долларов. Экспорт из Европы в Китай составил 83,49 миллиона тонн на сумму 244 миллиарда долларов.
По мнению экспертов, с большой степенью вероятности можно ожидать, что все описанные "ветки" транспортно-логистической составляющей ЭПШП смогут развиваться и будут загружены, поскольку связаны с реализацией объективного экономического потенциала стран региона.
Ожидается, что перспективы взаимодействия России и Китая в реализации ЭПШП станут одной из главных тем для обсуждения между президентом РФ Владимиром Путиным и председателем КНР Си Цзиньпином во время визита китайского лидера в Москву, который состоится в мае.