Анастасия Мельникова, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Европейское средиземноморское побережье вновь штурмуют десятки тысяч нелегальных мигрантов. Активизация исхода беженцев связана и с хорошими для переправы по морю погодными условиями, и с ухудшением ситуации в самых проблемных странах региона (Сирии, Ливии, Эритрее, Сомали).
Европа пытается справиться с наплывом нежелательных гостей: высылает их обратно, каждый год ужесточает иммиграционное законодательство, укрепляет границы, повышает штрафы и сроки тюремного заключения для посредников нелегального бизнеса, но иммигранты всё едут и едут.
Африканцы или сирийцы, убежавшие от войны и террора, голода и нищеты, преодолевшие сотни километров по суше в надежде навсегда покинуть свои страны, гибнут в Средиземном море. Ежегодно счет жертв идет на тысячи.
Нелегальный средиземноморский путь
В испанских анклавах Мелилья и Сеута, расположенных в Северной Африке, нередки стычки гвардейцев с мигрантами, которые берут штурмом эти города. Африканцы преодолевают несколько 6-метровых проволочных оград, их не сдерживают даже заново установленные металлические лезвия по периметру пограничного забора.
Окровавленные, израненные в клочья нелегалы (в основном выходцы из Западной Сахары, бывшей испанской колонии) атакуют границы Мелильи с территории Марокко, либо плывут на надувных лодках через Гибралтарский пролив к берегам Андалусии.
В прошлом году при попытке нелегально попасть на территорию Европы по Средиземному морю утонули около 3500 человек, и это только официальные данные из доклада Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Реальные цифры могут быть страшнее: никто точно не знает, сколько кораблей и надувных лодок ежедневно покидает побережье Северной Африки.
Лодки смерти
С тех пор, как в Ливии при поддержке сил НАТО был свергнут режим Каддафи, граница страны фактически открылась — в том числе и морская. Десятки тысяч беженцев из многих африканских государств едут в ливийские прибрежные города, пытаются найти там места в надувных лодках и старых суднах. Стоимость проезда иногда доходит до нескольких тысяч долларов. Но — никаких гарантий.
Контрабандисты, пираты, ливийская мафия, — все, кто занимается нелегальной переправой в Европу, могут вдруг просто покинуть лодку или судно с мигрантами, оставив их дрейфовать в море.
Однако часто эти лодки и старые судна фактически обречены на гибель независимо от погодных условий — они были либо неисправны, либо перегружены. И те, кто брался переправить беженцев по морю, посылал людей на смерть за их же собственные деньги. Впрочем, цена жизни в Ливии уже давно невелика.
Никто не будет проводить серьезных расследований по факту гибели мигрантов в Средиземном море. Они утонули — и всё.
Беженцы и нелегалы
В Италии и Испании нелегалы могут застрять надолго. Если им удаётся доказать, что они убегали из своих стран от войны, террора или какого-либо преследования (например, по политическим или религиозным мотивам), начинается процедура оформления статуса беженца. Документы можно оформлять годами.
В южных итальянских портах обстановка порой — на грани экологической катастрофы. Денег на то, чтобы принять и оформить всех мигрантов, в стране нет.
Италия давно борется за то, чтобы незваных гостей из Африки и Ближнего востока можно было как-то перераспределить по всем странам Евросоюза. Однако, согласно правилам, просить убежище мигранты могут лишь в том государстве, через которое въехали на территорию ЕС.
Острова Сицилия и Лампедуза переполнены подобными страждущими. Там их держат в специальных перевалочных пунктах, обеспечивают едой и медицинским уходом. На Лампедузе мигрантов давно уже больше, чем коренных жителей. Так, осенью 2011 года на острове было восстание беженцев: приезжие разбушевались, когда узнали о своей скорой депортации. Они напали на полицейских, разгромили центр иммиграции, крушили всё вокруг, подожгли церковь.
Жители южных итальянских и испанских городов — в постоянном ожидании неприятностей: их новые соседи периодически сбегают из иммиграционых лагерей. И тогда у них чаще всего один путь — преступный. Без денег и документов нелегалы обычно поступают на службу мафии: грабят, продают наркотики, угоняют автомобили.
Расплата Европы
Европейские чиновники, занимающиеся делами мигрантов, настаивают на
скорейшем решении проблем, связанных с увеличением потока беженцев.
Совсем недавно при участии Североатлантического альянса та же Ливия или Сирия погрузились в хаос — вокруг террор и нищета. Обстановка в этих странах стала еще более напряженной после вмешательства США и Европы, потерявших, кстати, только в результате операции в Ливии миллиарды долларов и евро. Теперь предстоят еще большие траты — не только на ассимиляцию беженцев в Европе и защиту от сомнительных нелегалов, но и на нормализацию обстановки в странах, охваченных войнами и разрухой.
И это будет всё та же, отложенная, но, кажется, бесконечная расплата за колониализм.
Ведь после того, как Европа, выкачав из Африки все ресурсы, извинилась и удалилась, большая часть стран беднейшего континента так и не смогла построить государства, даже обретя независимость от колонизаторов.