Захар Виноградов, РИА Новости
На Украине идет зачистка политического поля. Всех более или менее ярких оппозиционеров режиму либо выжимают из страны, либо прикрепляют к каким-нибудь госструктурам (например, Яроша), либо публикуют на них компромат (например, Семенченко), либо возбуждают против них уголовные дела и изматывают допросами (например, Симоненко). А еще постоянно пытаются прекратить выпуск слегка оппозиционных "Вестей". Вчера неизвестные застрелили на пороге собственной квартиры яркого и самобытного политика-регионала Олега Калашникова.
На этом фоне особенно заметен конфликт внутри власти. Высокопоставленные политики, с которыми мне приходилось встречаться в эти дни, уверенно говорят (на правах анонимности) о фактическом развале правящей коалиции. Дело за малым — юридическим оформлением.
Тогда у президента появится легитимная возможность роспуска парламента с назначением внеочередных выборов Верховной Рады.
Зачем это надо
Президенту Петру Порошенко нужен новый парламент: в нынешнем он не сможет провести ни одного решения, способствующего выполнению Минских соглашений.
Нынешний парламент страны избирался в октябре прошлого года, когда Украина наступала на мятежные ДНР и ЛНР. Тогда казалось, что еще одно наступление — и ополченцы падут. Но Донбасс выдержал и пошел в решительное наступление. Фактически сегодня войска ополченцев контролируют большую часть территории востока. Отдельные акты неповиновения проявляются по всему контролируемому правительством юго-востоку страны.
Между прочим, Оппозиционный блок нынешней Рады поднялся именно за счет восточных и южных регионов страны, где недовольство нынешним режимом в этом и выявилось — по мнению и экспертов и политиков, здесь голосовали не за ОБ, а против власти Киева.
Сегодня ситуация изменилась. Очевидной победы над мятежниками не получилось. И теперь ясно, что не получится. Воевать дальше, к чему призывает парламентское большинство, невозможно и политически, и экономически, и организационно. Президент, то ли вынужденно, то ли по своим внутренним убеждениям, подписал Минские соглашения, направленные на урегулирование гражданского конфликта. Урегулирование предполагает остановку военных действий и признание автономии этих регионов (с особым статусом сейчас и значительным расширением прав в будущей Конституции страны). Но нынешний парламент такого мирного плана никогда не примет.
Экономически воевать тоже невозможно, поскольку казна пуста даже для расчетов за газ с РФ, для возврата 75 миллиардов долга, и даже для обслуживания этого долга.
Все эти реалии разбиваются о мощную крепость Верховной Рады. Поэтому, только распустив ее и, опираясь на новый, более умиротворенный парламент, президент Порошенко сможет реализовать то, что намечено в Минске.
Кто за это ответит
Экономический и политический кризис наступил в Украине не случайно. Это результат стечения обстоятельств, неумелых действий и непомерных политических амбиций.
Начнем с востока. Президент Порошенко настойчиво проводил политику силового захвата востока страны, направляя значительные средства и ресурсы в зону гражданского конфликта. После года проведения антитеррористической операции стало понятно, что она провалилась и закончилась гуманитарной катастрофой: более 6 тысяч погибших (официальные данные), около двух миллионов беженцев. А ДНР и ЛНР остались при своем.
Экономические реформы не пошли. Их, по мнению экспертов, вообще невозможно осуществлять в период военного и гражданского конфликта. Но главное — в качественном составе кабинета министров. Он — майданный и по принципу формирования, и по своей сути.
Хотя при этом и прошел легитимацию в новой Верховной Раде. Но и там, назначая Яценюка премьером, исходили не из его знаний и опыта, а из заслуг перед майданом, то есть заслуг, приобретенных выступлениями со сцены.
Несколько лет назад автор спросил у Арсения Яценюка, кого он назначит в правительство, если станет президентом Украины? Яценюк назвал несколько неизвестных на тот момент людей. Все это были его однокурсники по университету или товарищи по кооперативному и банковскому прошлому. Прошло несколько лет, и теперь к ним прибавились несколько товарищей по майданному противостоянию. Минул год премьерства Яценюка, и стало очевидно, что давние друзья и яркие революционеры могут оказаться совершенно негодными министрами.
Яценюк должен уйти с поста премьера, считают наши источники в украинском политикуме. Отсюда и обвинения его в коррупции, и постоянные нападки на него в подконтрольных администрации президента СМИ. При этом уйти он должен, абсорбировав на себе все экономические, политические и военные неудачи.
Это позволит признать правящую коалицию распавшейся и назначить столь необходимые новые выборы Верховной Рады, которые, по информации все тех же источников, состоятся в конце нынешнего года.
Как это будет
Предоставить автономию в рамках новой Конституции? Но даже у неискушенных людей возникает вопрос: за что тогда воевали и гибли в течение года люди?
Оставить все как есть, то есть проигнорировать политические реалии? Но тогда гражданский конфликт будет не только продолжаться, но и расширяться.
Объявить о децентрализации, то есть предоставить некоторые права всем регионам, включая Донбасс? Но на это не согласятся сами мятежные регионы, уже де-факто ставшие самостоятельными, хотя и никем не признанными республиками. А это значит, что такая Конституция страны ничего не решит.
По информации наших источников, за основной принят сценарий, который позволит президенту Украины, сохранив политическое лицо внутри страны, выполнить Минские соглашения, не потеряв тем самым лица и на международной арене.
Этот сценарий выглядит так. По мере возобновления военного конфликта на востоке, когда он в очередной раз превратиться из локальных перестрелок в масштабный военный конфликт (примерно в середине мая) президент Украины в очередной раз призовет мировое сообщество к введению миротворческого контингента на границе противостояния. Если такое решение будет принято (а по информации наших источников, это неофициально поддерживают все стороны Минского процесса), введение миротворческих сил может заморозить конфликт и позволит изменить внутреннюю политику государства, которое теперь будет в большей степени заниматься внутриэкономическими проблемами и конституционным переустройством страны. При этом не нужно говорить о федерализации, втором, то есть русском, государственном языке, существенном расширении прав регионов. Локализация и замораживание гражданского конфликта, по мнению окружения президента, позволит в этой ситуации и "овец сохранить, и волков накормить".
Таким образом, сценарий дальнейших действий выглядит пока примерно так:
1. Введение миротворческого корпуса и замораживание конфликта по приднестровскому сценарию.
2. Одновременное освобождение от премьерства Арсения Яценюка, на которого спишут все неудачи минувшего года, с последующим распадом правящей коалиции и на основании этого роспуском Верховной Рады.
3. Назначение новых выборов с последующим переформатированием украинского парламента, где "партия войны" (Яценюк и товарищи) будет представлена крайне фрагментарно.
4. Новый парламент в конце нынешнего или начале следующего года (возможно, через общеукраинский референдум) утвердит новую Конституцию страны с усилением президентских полномочий, вплоть до придания президенту функций главы кабинета министров. При этом в обмен на расширение прав президента, регионы получат также расширение некоторых прав, что и будет пресловутой "децентрализацией".
А как получится?
В новом парламенте не должно быть одиозных полувоенных политических лидеров, агрессивных ярких оппозиционеров. Для этого, собственно, и начата зачистка политического поля страны — одних приручают, других компрометируют, против третьих возбуждают уголовные дела.
Все это должно и уже сопровождается тотальным выдавливанием неугодных политиков и политических сил из страны и из политического поля. Министерство информационной политики, возглавляемое кумом президента Юрием Стецом, должно обеспечить всему этому сложносочиненному процессу верную идеологическую и пропагандистскую картинку.
Теоретически всё в этом сценарии выглядит логически стройно и убедительно. Но есть и факторы риска.
Фактор Тимошенко. Юлия Тимошенко, партия которой, согласно соцопросам, сегодня находится на втором месте после Блока Петра Порошенко, начинает свою избирательную компанию. И вести ее, судя по всему, она будет в оппозиции существующему режиму.
Фактор Яценюка. Арсений Яценюк, даже перестав быть премьер-министром, никуда из политического поля Украины не денется, списывать его с политических счетов Украины преждевременно. С ними надо либо договариваться, либо воевать до полного его поражения (а глубина этого поражения неизвестна). Учитывая амбиции Яценюка и его проамериканское лобби на Западе, договариваться с ним будет очень сложно, а победить, то есть выжать из политического поля, практически невозможно.
Фактор олигархов. Особенность политической карты Украины в том, что большинство олигархов имеют собственность в строго отведенных им местах (так действовал президент Кучма). И это наследие становится во многом определяющим при решении не только экономических, но и политических задач. Олигархам, как считают эксперты, сильно приелась "киевская постоянная нестабильность", они хотели бы соединить свой бизнес с политическим управлением. Поэтому им больше нравится предложение Оппозиционного блока с полной автономизацией регионов.
Фактор России. Это — самый главный фактор и главное препятствие во внешнеполитических планах Украины, выстроенных по вышеприведенному сценарию. Без согласия России ввести миротворцев на линии гражданского противостоянии на востоке страны невозможно. А официальные лица РФ не поддерживают такой сценарий разрешения гражданского конфликта, настаивают на соблюдении буквы и духа Минских соглашений: единая федеративная Украина с максимальной автономией Донбасса. То есть с Россией тоже, а может быть и в первую очередь, надо договариваться, к чему в Киеве абсолютно не готовы.
Получается, что президентской администрации, как не крути, эту политическую пьесу придется играть в четыре руки, учитывать различные международные факторы, внутриполитические и групповые интересы, полный экономический и финансовый крах и растущее несмотря ни на что разочарование и недовольство граждан, которые на выборах парламента Украины и будут тем самым электоратом. А он вообще может "проголосовать ногами"…