Михаилу Григорьевичу Чернышову из поселка Ордынка Новосибирской области 87 лет. В 16-летнем возрасте он ушел добровольцем на войну. У Чернышова была, как отмечает "Коммерсант", уникальная миссия — в конце войны он по ленд-лизу перегонял бомбардировщики из Америки в СССР.
© РИА Новости / Александр Кряжев | Перейти в медиабанкВ то время, когда 16-летний Михаил Чернышов ехал на фронт, вышел приказ Сталина: брать в армию только 17-летних и старше. Так Михаил Чернышов попал в военное летное училище.
В то время, когда 16-летний Михаил Чернышов ехал на фронт, вышел приказ Сталина: брать в армию только 17-летних и старше. Так Михаил Чернышов попал в военное летное училище.
1 из 10
© РИА Новости / Александр Кряжев | Перейти в медиабанкМихаил Григорьевич окончил две летные школы. Одну — по программе ночных бомбардировщиков (летали только по ночам) для заброски в тыл врага. Вторую — в Новосибирске в третьем скоростном бомбардировочном авиаполку, который перегонял бомбардировщики из Америки в СССР.
Михаил Григорьевич окончил две летные школы. Одну — по программе ночных бомбардировщиков (летали только по ночам) для заброски в тыл врага. Вторую — в Новосибирске в третьем скоростном бомбардировочном авиаполку, который перегонял бомбардировщики из Америки в СССР.
2 из 10
© РИА Новости / Александр Кряжев | Перейти в медиабанкУдостоверение личности сержанта Михаила Чернышова.
Удостоверение личности сержанта Михаила Чернышова.
3 из 10
© РИА Новости / Александр Кряжев | Перейти в медиабанкМихаил Григорьевич не скрывает — страх перед полетом у него был. Особенно в первый раз. Молодой летчик привык летать с инструктором, а тут один. Начальник школы успокоил, сказал: "Жить захочешь — прилетишь".
Михаил Григорьевич не скрывает — страх перед полетом у него был. Особенно в первый раз. Молодой летчик привык летать с инструктором, а тут один. Начальник школы успокоил, сказал: "Жить захочешь — прилетишь".
4 из 10
© РИА Новости / Александр Кряжев | Перейти в медиабанкОднажды во время взлета с учебного аэродрома под Новосибирском у самолета Чернышова забарахлил двигатель. Самолет не успел набрать высоту и летел на жилые дома. Но Михаилу Григорьевичу удалось увести самолет в сторону и посадить машину. За такой подвиг полагалось приличное вознаграждение. И молодому летчику дали отпуск — три дня.
Однажды во время взлета с учебного аэродрома под Новосибирском у самолета Чернышова забарахлил двигатель. Самолет не успел набрать высоту и летел на жилые дома. Но Михаилу Григорьевичу удалось увести самолет в сторону и посадить машину. За такой подвиг полагалось приличное вознаграждение. И молодому летчику дали отпуск — три дня.
5 из 10
© РИА Новости / Александр Кряжев | Перейти в медиабанкМихаил Григорьевич сам собрал шнековый болотоход собственной конструкции. Михаил Григорьевич надеется, что чудо-техника пригодится для МЧС. Механизм, уверяет ветеран, в любую погоду проходит и по болотам, и по снежной целине.
Михаил Григорьевич сам собрал шнековый болотоход собственной конструкции. Михаил Григорьевич надеется, что чудо-техника пригодится для МЧС. Механизм, уверяет ветеран, в любую погоду проходит и по болотам, и по снежной целине.
6 из 10
© РИА Новости / Александр Кряжев | Перейти в медиабанкПосле войны Михаил Григорьевич продолжил службу на границе. "Я прослужил 8 лет срочной службы, — вспоминает ветеран. — Только на одной Камчатке — шесть с лишним лет. Как-то к нам маршал Малиновский прилетел и спрашивает: "Как вас снабжают постельными принадлежностями?" А ребята спрашивают: "А что такое постельные принадлежности?" Мы в армии спали на аэродромных металлических плитах и на двух самолетных чехлах — один чехол на плиту стелили, вторым укрывались. А кушали что?! Кроме гаоляна, это такие черные китайские бобы, и американской свиной тушенки я ничего не ел. Да еще черемшу заготавливали, чтобы цинги не было. Волосы у меня смолоду выпали. Но мы понимали — службу несем для своей страны. А теперь страна — ноль внимания, хотя могли бы поощрить — пенсию сделали бы фронтовую".
После войны Михаил Григорьевич продолжил службу на границе. "Я прослужил 8 лет срочной службы, — вспоминает ветеран. — Только на одной Камчатке — шесть с лишним лет. Как-то к нам маршал Малиновский прилетел и спрашивает: "Как вас снабжают постельными принадлежностями?" А ребята спрашивают: "А что такое постельные принадлежности?" Мы в армии спали на аэродромных металлических плитах и на двух самолетных чехлах — один чехол на плиту стелили, вторым укрывались. А кушали что?! Кроме гаоляна, это такие черные китайские бобы, и американской свиной тушенки я ничего не ел. Да еще черемшу заготавливали, чтобы цинги не было. Волосы у меня смолоду выпали. Но мы понимали — службу несем для своей страны. А теперь страна — ноль внимания, хотя могли бы поощрить — пенсию сделали бы фронтовую".
7 из 10
© РИА Новости / Александр КряжевМихаил Григорьевич говорит, что был самым сильным человеком на Камчатке. Летчики брали под крыло по восемь бомб — каждая в сотню килограммов. Чернышов бомбу сам доносил до бомболюка. Так натренировался, что мог 300-килограммовый авиационный двигатель на плечах носить. Полковой врач даже выиграл на спор на Чернышове два литра спирта: тот правой рукой мог толкнуть 71 килограмм. Спортивным снарядом была каменная глыба.
Михаил Григорьевич говорит, что был самым сильным человеком на Камчатке. Летчики брали под крыло по восемь бомб — каждая в сотню килограммов. Чернышов бомбу сам доносил до бомболюка. Так натренировался, что мог 300-килограммовый авиационный двигатель на плечах носить. Полковой врач даже выиграл на спор на Чернышове два литра спирта: тот правой рукой мог толкнуть 71 килограмм. Спортивным снарядом была каменная глыба.
8 из 10
© РИА Новости / Александр Кряжев | Перейти в медиабанкПоследний раз Чернышов летал в далеком 1952 году. Летчики авиации дальнего действия вернулись в гражданскую авиацию. Михаила Григорьевича направили в правительственный отряд на переобучение, но там он не прошел комиссию по цветоощущению: к правительственным летчикам иной подход и требования строже. С небом пришлось расстаться.
Последний раз Чернышов летал в далеком 1952 году. Летчики авиации дальнего действия вернулись в гражданскую авиацию. Михаила Григорьевича направили в правительственный отряд на переобучение, но там он не прошел комиссию по цветоощущению: к правительственным летчикам иной подход и требования строже. С небом пришлось расстаться.
9 из 10
© РИА Новости / Александр КряжевНа вопрос о том, почему он так долго, 8 лет, служил, Михаил Чернышов отвечает: "Потому что замены не было! Нас же учили летать в Америке, а смену для нас готовить было негде. Мы были последними подготовленными пилотами. Я один из всех перегонщиков остался".
На вопрос о том, почему он так долго, 8 лет, служил, Михаил Чернышов отвечает: "Потому что замены не было! Нас же учили летать в Америке, а смену для нас готовить было негде. Мы были последними подготовленными пилотами. Я один из всех перегонщиков остался".
10 из 10