Павел Родькин
Эксперт в области брендинга и визуальных коммуникаций, кандидат искусствоведения, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня"
Разграбление и разрушение в хаосе войны и террора древнейших памятников истории человечества в Ираке, Сирии, Афганистане, активная фаза десоветизации на Украине скрывают более фундаментальный процесс: фактически происходит окончательное уничтожение незападной цивилизации. В свою очередь, череда происходящих культурных катастроф является частью глобального процесса наступления постчеловечества, в котором нет места цивилизационному и культурному многообразию и на пути которого снова встает Россия.
Уничтожение цивилизационного многообразия: от колониализма к постколониализму
Культурная катастрофа на Большом Ближнем Востоке воспринимается в рамках этнической, религиозной и террористической войны. Однако за текущими событиями скрываются еще более фундаментальные процессы, которые являются продолжением традиционной политики Запада, уходящей корнями в эпоху колониализма XVI-XX веков.
Период европейского колониализма по отношению к мировым цивилизациям был чрезвычайно понятным и прозрачным: колонизатор подвергал покоренные народы систематическому ограблению, геноциду, уничтожал или присваивал себе материальные ценности, которые попадали в культурные и научные институты и частную собственность. Концептуальным, этическим и политэкономическим основанием господства Запада было открыто декларируемое превосходство над остальными типами цивилизаций в рамках "пищевой цепочки", в которой Запад утвердил высшую ступень на всех уровнях.
Цивилизационная экспансия Запада, которая в ХХ веке приобрела необратимый характер, помимо решения задач сохранения власти и извлечения ресурсов, фактически была направлена на вычеркивание из истории незападных цивилизаций. Вычеркнуть же из истории возможно только уничтожив культуру, сохраняющуюся и стремящуюся к воспроизводству даже в виде памятников.
Современные собрания древностей (возникшие в рамках "просветительской" парадигмы) — результат грабежа, объявленного, а в какой то момент и ставшего единственной возможной и приемлемой для глобального Запада формой сохранения культурного и цивилизационного наследия человечества. В этом качестве культурные богатства покоренных народов лишались цивилизационной субъектности, их ценность переходила в прикладную экономическую плоскость.
Постколониальный мир (и постколониальный дискурс), появившийся после Второй мировой войны, не отменил этот процесс, но сделал его более сложным, скрытым и, как сейчас принято выражаться, гибридным. Его становление происходило одновременно с фундаментальными трансформациями самого Запада, которые породили феномены не существовавшие до второй половины ХХ века.
Постмодернистское "выпрямление" человечества
Ситуация постмодерна позволила осуществить попытку "устранения" субъекта и объекта исторического процесса, когда традиционные политические и логические координаты оказались целенаправленно сбиты и потеряли смысл. Постмодернистские "перевертыши" в практическом приложении создали условия того, что традиционное общество уничтожается "традиционалистами" (националистами, фундаменталистами и фанатиками всех видов), а западное — меняется "западнистами" на собственную противоположность под лозунгами западной цивилизации.
В эту ловушку попали не только объекты политики Запада, но и само западное общество, переставшее, в отличие от эпохи колониализма, быть субъектом этой политики. Появление нового субъекта власти в виде сверхобщества обусловило характер всех политических, экономических и культурных процессов ХХI века.
Эпоха постмодерна, в которой был провозглашен пресловутый "конец истории", стала лишь "техническим" переходным периодом к постчеловечеству, которое является результатом социальной эволюции западной цивилизации и которое невозможно представить в рамках классических политических и социальных брендов. Единственным препятствием наступления эпохи постчеловечества является по сути любой из существующих (и существовавших в истории) альтернативный тип цивилизации.
Постчеловечеству не нужно цивилизационное многообразие, даже уже в качестве музейного экспоната. Проект постчеловечества означает установление моноцивилизации в масштабах всего мира, его "выпрямление" в вертикальную иерахическую структуру мирового господства и абсолютной власти, путь к которой лежит не через позитивистскую эволюцию и прогресс (что в ХХ веке было содержанием советского проекта), а через хаос.
Традиционные общества в современном мире подвергаются массированной социальной деградации и хаотизации, в которой уничтожаются все незападные цивилизационные формы и практики. Замена им наработана в том же постмодерне: массовая культура, религиозные суррогаты, социальное незнание, новое образование, большие данные, геймофикация и т.д. и т.п. — все это запущено в качестве управленческого механизма нового миропорядка.
Десоветизация как уничтожение целостности российской цивилизации
Западная цивилизация системно меняется до собственной противоположности, но встраивание в нее России по-прежнему ведется под собирательным брендом Запада. Процесс разрушения советского общества, как альтернативной ветви социальной эволюции человечества стал главным результатом холодной войны.
Советский коммунизм был реальной исторической альтернативой западнизму. Поэтому десоветизация, попытки которой предпринимались в России в 90-е и проявившей себя в полной мере на Украине, принципиально выполняет те же функции, что и уничтожение памятников древних цивилизаций, только на другом временном горизонте.
Ленинопад на Украине является модельным примером уничтожения всех возможных видов и вариантов незападной цивилизации и исторической памяти целых народов. Собственно и ведется он под брендами "вхождения в Европу" и "антирусского мира".
В России поспешные и стыдливые попытки выкинуть и забыть собственную культуру, науку, образование, ценности, объявив их неэффективными, являются результатом цивилизационной капитуляции, на которую согласились элиты, переставшие мыслить себя в категориях национального государства. Правда, западным сверхобществом, частью которого уже считала себя постсоветская элита, она воспринимались в "старом добром" колониальном качестве туземных вождей.
Опасность десоветизации для современной России заключается в том, что фактически она означает демонтаж и российской цивилизации, которая несмотря на, казалось бы, непреодолимые противоречия смогла найти согласие между непримиримыми и принципиально разными периодами собственной истории. Современную российскую цивилизацию можно с полным основанием назвать русско- советско-российской, в чем заключается ее целостность и уникальное преимущество перед постчеловеческой западнизацией.