МОСКВА, 14 апр — РИА Новости. Ирина Нехорошкина. Туристический сезон в Крыму считается круглогодичным, но самое большое количество гостей на полуостров приезжают именно в теплое время года. Такой сезон называется "высоким" и начинается 1 мая.
Больше года назад, после известных событий, Крым и Севастополь вошли в состав России, что значительно изменило жизнь многих крымчан, особенно тех, кто так или иначе связан с туристической отраслью. С одной стороны, это обстоятельство пошатнуло профильный бизнес полуострова, так как общее количество туристов за 2014 год сократилось с шести до четырех миллионов человек из-за оттока гостей с Украины, но с другой – Россия сделала много полезного ради того, чтобы в бывшую Таврию поехало как можно больше россиян. Кроме того новым субъектам федерации было предложено щедрое финансирование, часть которого пришлось на туризм.
Всего за один год была проделана огромная работа и по перестройке туристического бизнеса, логистики, и по приведению в соответствие множества законов, актов и правил, и по изменению менталитета людей, обслуживающих туристов. Но переходный период не может тянуться бесконечно, и перед началом нового высокого сезона стоит конкретно оценить, что же изменилось за год, и как встретят гостей на полуострове летом 2015 года.
Не долетим, так доплывем
Практически в самом начале высокого сезона власти Украины практически перекрыли наземное сообщение Крыма с материком, чем сильно затруднили его транспортную доступность. Практически целый год для того, чтобы добраться до полуострова или выбраться с него приходится пользоваться воздушным или водным транспортом, которые в 2014 году откровенно не справлялись с объемом перевозок.
Собственно с авиационным сообщением проблем не было. Воздушные суда регулярно взлетали и садились в аэропорту Симферополя с полной загрузкой. Другое дело, что рейсов не хватало, а билеты сразу выросли в цене, но потенциальные пассажиры не толкались сутками в залах ожидания – кто купил билет, тот и улетел.
Гораздо хуже обстояло дело на паромной переправе между портами "Кавказ" и "Керчь". Там автомобили и автобусы сутками стояли на подъезде к паромной переправе в компании с большегрузными фурами. Такие автомобильные очереди были настолько безнадежны, что многие семейные автолюбители разворачивали своих железных коней и возвращались на испытанное годами побережье Краснодарского края, что бы окончательно не загубить себе отпуск, а детям каникулы.
Власти пообещали, что к началу высокого сезона 2015 года будет увеличена пропускная способность симферопольского аэропорта, а количество паромов через Керченский пролив будет увеличено с двух до восьми единиц. Кроме того, было решено разделить грузовые и пассажирские транспортные потоки. Исходя из сообщений официальных представителей транспортных ведомств, для грузовиков уже организованы судоходные линии из Новороссийска в Севастополь и из Темрюка и Ейска в Керченский морской торговый порт и Керченский рыбный порт.
В авральном порядке ведутся и строительные работы на подступах к переправе "Кавказ". Уже созданы три перехватывающие стоянки для автомобилей, ожидающих своей очереди на переправу, где оборудуют небольшие пункты питания, торговые точки и санитарные удобства. Активно ведется стройка небольшого комплекса для путешественников, где будут организованы: пункт общественного питания, душевые и гостиница на 80 койко-мест. Пока трудно сказать, успеют ли строители завершить объекты к началу высокого сезона, но будем надеется, что рано или поздно путешественники, застрявшие на переправе смогут ими воспользоваться.
Если планы будут во время и полностью реализованы, то при благоприятных погодных условиях переправа "Кавказ – Керчь" будет в сутки обслуживать до 10 тысяч автомобилей и до 50 тысяч человек.
Прогнозы и риски на 2015 год
За первые три месяца 2015 года Республику посетили уже 220 тысяч туристов. Такое обнадеживающее начало позволяет надеется, что общее количество гостей за год превысит показатель в 4,4 миллиона. По предварительным прогнозам ожидается, что удельный экономический эффект от туризма в 2015 году составит 125 миллиардов рублей, при том, что в 2014 году этот показатель достиг уровня 107 миллиардов рублей.
Подсчитывая грядущие доходы, не стоит забывать о внешних и внутренних рисках, преодоление которых позволит как увеличить поступления от туризма в казну, так и уменьшить их.
К внешним рискам можно отнести небезопасную обстановку на территории соседней Украины и продолжающуюся информационную войну, однако самым опасным риском остается логистика. От того, насколько быстро и комфортно туристы смогут добраться до мест запланированного отдыха в Крыму, будет зависеть, захотят ли они вернуться на полуостров в дальнейшем.
Помимо внешних рисков, крымский туристический бизнес беспокоят и многочисленные внутренние факторы. До сих пор не понятно, как будет работать мобильная телефонная связь в туристическом сезоне 2015 года. Туристам не нравится, что прибывая на территорию Крыма с материковой части России, они могут пользоваться услугами отечественных сетей исключительно через роуминг, как за границей.
Многих гостей полуострова смущает так же обстоятельство, что они не могут воспользоваться системой оплаты банковскими картами MasterCard, Visa и тому подобных. Действие национальной платежной системы в условиях Крыма пока остается непонятной. Хотя есть ряд объектов размещения, которые прибегая к различным обходным путям, принимают оплату с банковских карт, но это скорее исключение.
Все еще остаются определенные риски, связанные коммунальной сферой – это обеспеченность всех структур полуострова светом, газом и водой. Обнадеживают заявления представителей соответствующих ведомств, которые гарантируют бесперебойное обеспечение этих услуг на всей территории Крыма, даже в пик туристического сезона.
Что в Крыму может не понравится туристам?
Одним из самых высоких внутренних рисков для туризма в Крыму остается отношение жителей и властей полуострова к своим гостям, да и к самим себе. Так уж получилось, что долгие годы на отдых в Таврию приезжали, как правило, не очень богатые люди, которые были готовы на многое закрывать глаза, лишь бы погреться рядом с Черным морем.
Сегодня целевая аудитория потенциальных крымских отдыхающих сильно меняется. Туда устремляются туристы, которые уже успели побывать на других курортах мира и оценить их традиционный сервис. Они имеют возможность сравнить все прелести и недостатки отечественного и зарубежного отдыха, только сравнение это может оказаться не в пользу любимого Крыма, по которому многие скучали еще с детства.
Первое, с чем сталкиваются гости с материка, покинув борт самолета или парома, это качество дорог на полуострове. Трассы в Крыму есть разные, но сказать, что они находятся в хорошем состоянии, язык не повернется ни у водителей, ни у пассажиров.
Впечатление от поездки еще более усиливается у туристов, которые вынуждены пересаживаться на полуострове на местные транспортные средства. Представители крымской туриндустрии сами регулярно отмечают, что автобусы и микроавтобусы скорее достойны представлять советский автопром где-нибудь на выставке раритетов, чем перемещать по полуострову ни в чем не повинных туристов.
Особенно хорошо туристические проблемы Крыма знают экскурсоводы, которые в силу производственной необходимости вынуждены принимать на себя справедливые претензии заезжих отдыхающих. Может быть, поэтому они особенно часто сетуют, что вдоль трасс полуострова практически невозможно найти точки, где можно было бы воспользоваться элементарными санитарными удобствами. Побывав в разных странах, россияне как-то уже отвыкли от предложения: "мальчики – налево, девочки – направо", тем более, что в Крыму достаточно много территорий, где начисто отсутствуют хоть какие-то кустики.
Придорожные зеленые насаждения на полуострове часто заменяют кучи мусора. Особенно неприятно бытовые и прочие отходы смотрятся рядом со смотровыми площадками, знаменитыми достопримечательностями и пляжами. Понятно, что проблему вывоза и утилизации мусора решить не просто, особенно в условиях сухопутной изоляции, но начинать это делать уже пора, иначе красоты Таврии померкнут на фоне ненужного хлама.
Незапланированные пляжные проблемы
После присоединения Крыма Россия получила дополнительно более 560 километров пляжных территорий вокруг теплого Черного моря. Что бы обеспечить широкий доступ на пляжи для всех желающих, прибрежные территории шириной от 20 до 100 метров было решено передать в государственную собственность.
Теперь пляжные территории находятся в собственности Республики Крым и переданы в ведение министерства имущественных и земельных отношений РК, а министерству курортов и туризма остается разработать порядок пользования этими территориями. Однако пока не определено, кто будет отвечать за обслуживание и безопасность той или иной прибрежной зоны, сертифицировать пляжи невозможно.
Пока Крым находился на территории Украины, на полуострове было четыре категории пляжей. Первая – лечебные пляжи с ограниченным доступом, вторая – детские пляжи с ограниченным доступом, третья – оздоровительные пляжи с ограниченным доступом, четвертая – остальные пляжи с общим доступом.
В соответствии с Водным кодексом РФ все пляжи должны иметь неограниченный доступ населения, поэтому возникла необходимость четко прописать порядок пользования этими территориями. В 2014 года в Крыму действовал временный переходный порядок выдачи документов на пляжи, они получали так называемый "паспорт пляжа", но теперь подобный сертификат не имеет юридической силы.
До начала высокого сезона осталось совсем мало времени, хочется только надеется, что крымчане успеют сделать все возможное и невозможное и обеспечат условия, в которых отдыхать и жить на полуострове будет комфортно не только гостям, но и им самим.
Принимая во внимание, сколько уже удалось сделать за год после вхождения РК и Севастополя в состав РФ, эти цели хоть и кажутся труднодостижимыми, но остаются вполне реальными. Тем более, что по оценке Ростуризма основные инфраструктуры Крыма уже на 90% готовы к приему массового потока туристов в высокий сезон.
Материал подготовлен по итогам инспекционной поездки в составе делегации Федерального агентства по туризму в Крым в апреле 2015 года