Михаил Демурин, для МИА "Россия сегодня"
Во время вчерашней воскресной мессы в соборе св. Петра в Ватикане, посвященной 100-летию геноцида армян, папа Франциск I, вслед за П. Порошенко "удачно" подыграл современным политическим лидерам Запада, которые уже давно, но безрезультатно, стараются приравнять политику, проводившуюся в СССР в годы правления И. В. Сталина, к нацизму. На это высказывание уже откликнулись некоторые российские печатные и электронные СМИ, каждое — под соответствующим его политическому кредо ракурсом, кто-то даже решил "снять шляпу" перед понтификом. Но делать этого не стоит, и вот почему.
Думаю, никто не будет оспаривать ту простую мысль, что главной задачей любого пастыря должна быть забота о духовном состоянии его паствы, и уж никак не раздача политических оценок чужим правителям. Папа сетует, что до сих пор в мире проливается невинная кровь, которую человечество все еще не научилось останавливать. Его волнует, что "мы ещё не выучили, что война — это безумие", а "человеческая семья" отказывается учиться на своих ошибках. Да мы-то, простые люди планеты Земля, выучили и готовы дальше учиться, а вот политики, причём именно в странах Запада, где и сосредоточены в значительной мере католики, делать этого не хотят. Как явно не хотят делать этого и сторонники католической веры на Украине.
Если говорить о США, то первое, что в связи с выступлением Франциска I приходит на ум — это трагедии Хиросимы и Нагасаки. О них многим и многое известно, но вот о прямом осуждении их нынешним папой римским или кем-то из его предшественников я не слышал.
Пусть меня поправят, если я ошибаюсь, считая, что их не было. Пока же давайте вспомним ещё о варварских "обычных" бомбардировках японских городов на завершающем этапе Второй мировой войны. Число жертв только одной бомбардировки Токио 10 марта 1945 года, в результате которой большая часть города была выжжена напалмом, составило более 100 тыс. человек. Подобным бомбардировкам с марта по август 1945 года было подвергнуто ещё 65 японских городов. Папа в своей проповеди сказал о геноциде — а это разве не геноцид? А уничтожение американцами самыми варварскими способами более 2 миллионов мирных жителей Вьетнама — это не геноцид? Я уже не говорю о многомиллионных жертвах геноцида в отношении многочисленных индейских племен на территории самих США. Это большей частью XIX век, но тяжесть сего преступления на века останется на совести американских властей.
Можно было бы ещё поговорить о преступлениях французов в Алжире, итальянцев в Эфиопии, о геноциде, который устаивали англичане в Индии и своих колониях в Африке. Но повторю ещё раз: я пишу не о тех, кого в истории за что-то можно было бы осудить, а о двойных стандартах в устах того, у кого их по определению быть не должно, ибо сказано в Библии: "Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое — мерзость пред Господом" (Притчи 20:10). А что такое выдача политических квалификаций одним правителям и молчание в отношении других, как не "неодинаковая мера"?
Мерзость — это по большому, вероисповедному, счёту. А по нашему обычному, политико-бытовому, счёту, как минимум, — недальновидность. Потому что по прочтении этой речи папы сам собой в моей голове осовременился один "бородатый" анекдот "страшного советского прошлого". Русский православный батюшка на Западе беседует с католическим священником и говорит ему: "У нас свобода слова, я могу спокойно в проповеди осуждать преступления наших прежних правителей, в частности Сталина". "И у нас свобода слова", — отвечает ему его "коллега". — "Я тоже могу в проповедях осуждать преступления Сталина".