О том, зачем еврейским религиозным лидерам встречаться с папой римским, есть ли угроза исчезновения евреев из Европы, и станет ли День Победы еврейским религиозным праздником, рассказал в интервью РИА Новости глава Конференции раввинов Европы и главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт. Беседовала Мария Шустрова.
- Господин Пинхас, 20 апреля в Ватикане пройдет ваша встреча с папой римским Франциском. Это первая встреча папы и лидера европейского еврейства. Почему она пройдет только сейчас, и чего вы от нее ждете?
— С такой инициативой выступила Конференция европейских раввинов. На протяжении почти двух тысяч лет отношения между христианством и еврейством были напряженными. В течение сотен лет церковь становилась инициатором разного рода гонений и притеснений иудеев. Но ХХ век стал переломным — христианство кардинально изменило свои взгляды.
Первым вызовом стал холокост: служба миллионов католиков в рядах вермахта, СС, побудила Ватикан пересмотреть свое отношение к еврейскому народу. Второй вызов: евреи вернулись на землю Израиля после двухтысячелетнего изгнания, во время которого утверждалось, что Бог отвернулся от них и заключил другой завет. Через два десятилетия после холокоста папа римский Павел VI выпустил декларацию Nostra aetate и в ней — декрет об отношении к евреям, Decretum de Iudaeis. Этот документ снял ответственность за убийство Иисуса, которая доселе была возложена на евреев каждого из поколений. В течение сотен лет эти обвинения давали почву для антисемитизма.
Девятнадцать лет назад были установлены дипломатические отношения между государством Израиль и Ватиканом. Папы стали посещать синагоги: Бенедикт, например, был в синагоге Нью-Йорка, в которой сегодня мой сын служит заместителем главного раввина. И, наконец, Ближний Восток. Единственная страна этого региона, где христиане пользуются полной свободой вероисповедания, где защищают и их, и их святыни – это Израиль.
- Можно ли ждать роста терпимости к иудаизму в Европе? И как складываются сегодня отношения с европейскими мусульманами?
— Европа переживает постхристианскую эпоху, сегодня она чрезвычайно секуляризирована. Например, во Франции уже больше мусульман, которые ходят по пятницам в мечеть, чем христиан, которые ходят по воскресеньям в церковь. Ответная реакция светской Европы на соблюдающих свои религиозные культы иноверцев — это попытка мягкой, "ползучей" секуляризации как мусульманской, христианской, так и иудейской среды.
Умеренные мусульмане – наши естественные союзники, и их, слава Богу, очень много. После Charlie Hebdo их даже стало больше слышно в обществе – как, например, в Скандинавии, когда мусульмане стояли вокруг синагоги, взявшись за руки и показывая, таким образом, свое покровительство. Такого никогда раньше не было! Сейчас самое лучшее время, чтобы строить мосты между тремя религиями. Каждая из них, даже самая молодая, уже прошла стадию завоеваний и дозрела до мирного сосуществования.
Кроме того, можно налаживать взаимодействия между Россией и Европой, Западом и Востоком через религиозных лидеров.
- Как расценивать недавно прошедший слет ультраправых партий в Санкт-Петербурге? Не тревожный ли это звонок?
— Неонацисты есть в каждой стране, антисемиты есть везде, и Россия не является исключением. Конечно, такой съезд не мог пройти без разрешения. Но при этом глава государства, Владимир Путин, все время своего нахождения у власти занимает позицию против антисемитизма. И это ценнее и важнее.
- Каково сейчас положение евреев на Украине? Помогают ли им еврейские организации?
— 90% еврейских беженцев из Донбасса уже уехали на запад Украины, 10% — в Россию. Многие репатриировались в Израиль. В Днепропетровске, в Киеве сотни беженцев находятся на попечении общин. Им оказывают помощь международные еврейские организации типа "Джойнта" (Американский еврейский объединенный распределительный комитет — ред.). Раввины Донецка и Луганска сейчас находятся в Киеве. Они заботятся о своих беженцах. Не все евреи связаны с общинами. Многие беженцы вспомнили о еврейских корнях только после начала этих событий, но Израиль помогает и принимает всех.
- На этой неделе евреи празднуют Песах, исход из египетского плена. Сегодня все больше европейских евреев — во Франции, Бельгии — покидают свои дома. С чем это связано? Как сказывается сокращение еврейского присутствия?
— Экономическая ситуация во Франции последние десять лет тяжелая. Плюс волна атак на евреев, начавшаяся еще три года тому назад, в Тулузе, и продолжившаяся в Брюсселе, Париже, Копенгагене. Да, десятки тысяч евреев решили уехать из Франции, но все же далеко не все. Есть и такие, кто уезжают из Франции во французскую часть Канады, но по большей части они уезжают в Израиль.
Присутствие евреев в Европе сократилось уже давно, особенно в Восточной Европе. Страны, обжитые евреями — Венгрия, Чехия, Словакия, бывшая Югославия — опустели еще после холокоста. В Польше, например, раньше проживало 3 миллиона евреев, сейчас – порядка 5 тысяч. Во всем мире евреи перебираются из местечек в мультикультурные мегаполисы. В маленьких европейских городах единственные места, где осталось что-то еврейское, — это старые еврейские кладбища и новые рестораны с еврейской кухней.
Многие европейские страны хотят "сохранить за собой евреев", оставить их у себя, ведь есть огромный пласт иудео-христианской культуры и наследия. Хотя часто из-за чувства вины: бывало, мирные жители помогали расправляться с евреями. Но нельзя и забывать, что было много "праведников народов мира", спасавших евреев с риском для жизни, а то и ее ценой.
- Как стало известно, День Победы скоро станет еврейским религиозным праздником. Чья это была инициатива и с чем она была связана?
— С ней выступил президент Международного фонда горских евреев, меценат Герман Захарьяев. По еврейскому календарю 9 мая выпадает на 26 ияра. Но есть и проблемы с этим — где два еврея, там три мнения. Тот факт, что если бы не Красная Армия, в Европе не осталось бы ни одного еврея, не подвергают сомнению ни бухарские евреи, ни марокканские, ни йеменские, ни британские. Это пример редкого согласия между евреями. Но нужно время, чтобы этот день попал в еврейские молитвенники.
Для россиян в целом, как и для ветеранов еврейского происхождения (в Красной Армии их воевало 500 тысяч), Вторая мировая – это битвы, сражения, победа. И когда я приехал в Россию 26 лет назад, здесь даже никто не знал о цифре в 6 миллионов погибших евреев. Мои прадедушка и прабабушка погибли в Освенциме. Поэтому для западных евреев война – это газовые камеры, а День Победы – момент, когда евреев перестали сжигать в печах. Евреи, жившие в разных странах, с совершенно разными судьбами, от бойцов до жертв, имеют разный взгляд на те события. 26 ияра, скорее всего, появится в молитвенниках, вопрос лишь — когда и в какой форме, чтобы быть понятным для евреев каждой из сторон.
- Как еврейская община собирается праздновать 70-летие Великой Победы?
— Как президент Конференции европейских раввинов я попросил раввинов Германии, чьи общины на 90% состоят из русскоязычных прихожан, отмечать в синагогах День Победы. Здесь мы тоже будем приглашать ветеранов. Конференция раввинов Европы будет проходить в Париже и Тулузе с 11 по 14 мая, это тоже будет приурочено к дате 26 ияра.
-Две крупнейшие еврейские организации — Конгресс еврейских религиозных организаций и общин России и Федерация еврейских общин России – подписали соглашение, декларирующее неприятие конфликтов между ними. Для чего оно было нужно, и как изменится жизнь российских евреев?
— Инициатором соглашения был президент КЕРООР, известный бизнесмен Олег Малис. По нашим данным, из-за давних разногласий между двумя организациями светские евреи не приходят ни в одну из них. Это соглашение, по сути, – призыв к несоблюдающим евреям возвращаться к своим корням.
- Не могли бы вы прокомментировать создание Федерации общин горских евреев России?
— Горская еврейская община играет огромную роль жизни российского еврейства. Она меньше, чем европейская или бухарская, но при этом она очень сплоченная, с сильным чувством плеча. Во-вторых, горские евреи очень традиционны, они сохранили даже те традиции, которые были потеряны европейскими евреями. Это позволило им сделать огромный вклад в обустройство еврейской жизни здесь в Москве. Если новая организация будет строить дома учения, печатать книги — это хорошо.