Рейтинг@Mail.ru
Анатолий Антонов: побороть терроризм можно только коллективно - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Анатолий Антонов: побороть терроризм можно только коллективно

Читать ria.ru в
Дзен
В преддверии Конференции по международной безопасности замминистра обороны России рассказал о новой редакции Военной доктрины, о последствиях вывода международных сил содействия безопасности из Афганистана и об угрозах, которые предоставляет "Исламское государство".

В преддверии проведения IV Московской конференции по международной безопасности 16-17 апреля 2015 года заместитель министра обороны Российской Федерации Анатолий Антонов рассказал в интервью РИА Новости о повестке конференции, о содержании новой редакции Военной доктрины РФ, а также о последствиях вывода международных сил содействия безопасности из Афганистана и об угрозах, которые предоставляет "Исламское государство".

- В апреле в столице пройдет IV Московская конференция по международной безопасности. Какие вопросы стоят на повестке дня?

— Министерство обороны Российской Федерации уже в четвертый раз организует конференцию по международной безопасности. Главной темой конференции в этом году станет "Глобальная безопасность: вызовы и перспективы". Последние события в мире показали, что современные угрозы безопасности в большинстве своем имеют глобальный характер. Ни одно государство сегодня не застраховано от военно-политических потрясений. За последние годы мы наблюдали череду "цветных" революций, гражданскую войну на Украине, активизацию террористической деятельности, "расцвет" "Исламского государства" и многое другое, что заставляет мировое сообщество жить в тревоге.

Для противодействия таким угрозам требуется консолидация усилий всех стран и международных организаций. Нужна согласованная позиция, основанная на общем понимании процессов в сфере безопасности. Мы пригласили гостей из 80 стран мира. Более 300 делегатов уже подтвердили свое участие. 15 военных делегаций возглавят министры обороны. На пленарном заседании конференции руководители Минобороны России поделятся оценками ситуации в сфере безопасности.

Отдельно хотим остановиться на обсуждении роли международного военного сотрудничества в борьбе с терроризмом, вместе с зарубежными коллегами поговорить о перспективах развития ситуации в Афганистане, мерах противодействия "Исламскому государству".

Предполагаем также обсудить роль военно-политических инструментов (договоров, соглашений) в обеспечении региональной и глобальной стабильности. Кризис на Украине показал, что эффективность существующих механизмов в сфере контроля над вооружениями невысока. Поэтому считаем целесообразным обменяться мнениями о том, какие действия были бы полезными в кризисных ситуациях для деэскалации конфликтов.

- В декабре 2014 года президент Российской Федерации утвердил новую редакцию Военной доктрины Российской Федерации. Какие военные угрозы сегодня представляют наибольшую опасность для страны?

Российские военнослужащие. Архивное фото
Военная доктрина РФ
— Утвержденная президентом Российской Федерации обновленная редакция Военной доктрины адаптирована к тем изменениям, которые произошли в сфере безопасности за период с 2010 года. Прогнозы западных аналитиков о том, что новая редакция Военной доктрины будет конфронтационной, включая поименный перечень вероятных противников и даже фиксацию положения о возможности превентивного ядерного удара, не оправдались. В документе дан обстоятельный анализ военно-политической обстановки в мире, раскрыты военные опасности и угрозы для нашей страны. Именно эти факторы и определяют необходимость внесения изменений в документ. Сюда, в первую очередь, относится глобальная конкуренция. С одной стороны, это попытка США сохранить мир в неизменном виде, стремление Вашингтона доминировать в международных делах, не допустить развития событий по неугодному для этой страны сценарию. С другой стороны – несогласие с такой схемой мироустройства сторонников полицентрической модели развития.

Не ослабевают региональные конфликты, а некоторые из них разгораются с большей силой. Последний тому пример – события в Йемене.
Западные политтехнологи максимально задействуют все доступные им методы и схемы, используют сценарии "цветных" революций, привлекая потенциал подчиненных и оплачиваемых неправительственных организаций, чтобы удержать эти страны в сфере своего влияния.

Существенно возрос уровень террористической опасности. События на Ближнем Востоке – яркий пример того, как вакуум власти занимают квазигосударственные образования. В зону нестабильности необходимо включить и Афганистан, который граничит с нашими союзниками по ОДКБ.

Штаб-квартира Европейской комиссии в Брюсселе, Бельгия
Воинственные страхи Восточной Европы
Кризис на Украине привел к обострению отношений с европейскими странами. Все позитивное, что было наработано с Североатлантическим альянсом, рухнуло. Вместо развития сотрудничества и мер доверия натовцы взяли курс на конфронтацию. Сегодня мы видим беспрецедентное и ничем не оправданное усиление активности НАТО вблизи российских границ. При этом Вооруженные силы России обвиняют во всех смертных грехах.

Примечательно, что все обозначенные процессы развиваются в условиях стремительно возрастающего влияния информационных и коммуникационных технологий. Причем неправомерное использование таких технологий относится в новой редакции Военной доктрины к угрозам национальной безопасности страны.

В новом документе отражена приверженность России к использованию для защиты ее национальных интересов и интересов ее союзников военных мер только после исчерпания правовых, экономических, информационных и других инструментов ненасильственного характера.
В новой редакции Военной доктрины появилось понятие "неядерное сдерживание", под которым подразумевается комплекс внешнеполитических, военных и военно-технических мер, направленных на предотвращение агрессии против Российской Федерации неядерными средствами.

В частности, в рамках выполнения мероприятий стратегического сдерживания силового характера предусматривается применение высокоточного оружия. Это принципиально важный момент, который определяет, что в вопросах применения Вооруженных сил при нападении на нас или наших союзников мы опираемся не только на мощь ядерных сил.

В новой редакции Военной доктрины остались неизменными условия применения ядерного оружия. Решение на сей счет, как и в предыдущей редакции, остается за президентом России.

В принципе, перечень военных угроз в обновленной редакции документа остался практически прежним. К военным угрозам относится, например, резкое обострение военно-политической обстановки в приграничных государствах. Объективно, что подобные события рассматриваются как угроза безопасности. К угрозам относится и воспрепятствование функционированию объектов государственного и военного управления, стратегических ядерных сил. Такие действия могут повлиять на возможности по сдерживанию агрессии.

Среди новых угроз выделено нарушение деятельности предприятий химической и фармацевтической промышленности, аварии на которых могут быть опасны для населения.

Большое внимание в новой редакции уделяется деятельности нашей страны по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов. При этом отмечается, что такая работа будет проводиться в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Недопущение ядерного военного конфликта, как и любого другого военного конфликта, положено в основу военной политики нашего государства.

Примечательно, что в новой редакции много внимания уделяется вопросам международного сотрудничества в сфере укрепления международной безопасности. Это и укрепление системы коллективной безопасности (ОДКБ) и усиление взаимодействия в рамках СНГ, ОБСЕ, ШОС, а также с отдельными странами – Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия, Бразилией, Индией, Китаем, ЮАР.

В документе отчетливо прослеживается стремление поддержания равноправного диалога в сфере европейской безопасности с ЕС и НАТО, содействие построению в АТР новой модели безопасности, основанной на коллективных внеблоковых началах.

Разумеется, новая редакция не ограничивается только этими примерами возможного сотрудничества. В ней содержатся многочисленные конкретные предложения по укреплению глобальной и региональной безопасности.

После этих тезисов разве можно говорить, как это нередко делают наши оппоненты, что новая редакция Военной доктрины угрожает западным странам? Разумеется, нет. Это четко выверенный, просчитанный документ, подчеркивающий оборонный характер военной политики России с конкретным перечнем совместных шагов по укреплению мира и добрососедства.

- Какие угрозы для международной безопасности, связанные с выводом международных сил содействия безопасности из Афганистана, можно спрогнозировать уже сейчас? Какие шаги предпринимаются Россией по военной линии для того, чтобы обезопасить своих союзников?

— В министерстве обороны внимательно отслеживается обстановка в Исламской Республике Афганистан. Ситуация довольно непростая. Афганским силовым структурам при поддержке международного военного контингента, в целом, удается контролировать ситуацию в стране. Однако есть все признаки того, что с выводом иностранных войск из Афганистана обстановка осложнится. Более того, в текущем году появились новые тревожные тенденции.

Несколько дней тому назад Барак Обама заявил, что намерен приостановить вывод американских войск с территории Афганистана и сохранить там численность группировки ВС США до начала 2016 года на уровне 9,8 тысячи человек. При этом президент США подтвердил решение об окончательном выводе формирований национальных ВС из Афганистана к началу 2017 года.

В последние годы мы слышали немало политических заявлений из США о завершении вывода войск из Афганистана до конца 2014 года. Но еще на III Московской конференции по международной безопасности (май 2014 года) представитель Минобороны России говорил о безысходности корректировки планов военного присутствия на афганской территории и, как видите, он оказался прав. Напомню, там же наш генерал предположил, что американское присутствие США в Афганистане продлится как минимум до 2024 года.

Немецкий солдат в Афганистане. Архивное фото
МИД РФ: НАТО отвечает за безопасность в Афганистане и после ухода ISAF
Кстати, несколько слов об итогах тринадцатилетнего пребывания международных сил содействия безопасности (МССБ) в Афганистане. Как представляется, МССБ не сумели выполнить предоставленный им мандат СБ ООН. Не видели мы и полного отчета об их деятельности. Хотелось бы надеяться, что учрежденная НАТО миссия "Решительная поддержка" добьется большего.

Угроза со стороны движения "Талибан" сохраняется. Число погибших в прошлом году мирных жителей достигло рекордного уровня. Разумеется, высоки и потери талибов. Однако переломить ситуацию ни в ту, ни в другую сторону не получается.

Боевики вооруженной оппозиции все чаще стали вступать в прямые боестолкновения с правительственными силами, захватывать целые районы и населенные пункты. Новым фактором, способным в перспективе повлиять на ситуацию в Афганистане, становится создание в Ираке и Сирии "Исламского государства".

К этому надо добавить сохраняющееся присутствие в Афганистане "Аль-Каиды". Нельзя не обратить внимания на новую тревожную новость – радикалы начали переходить в стан "Исламского государства".

Расцениваем как контрпродуктивные действия США и НАТО по свертыванию взаимодействия с Российской Федерацией по Афганистану. Под предлогом ситуации на юго-востоке Украины военные проекты по линии Совета Россия-НАТО, ориентированные на помощь Афганистану, были приостановлены. В частности, министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу предлагал натовцам создать в Российской Федерации совместный международный центр разминирования, на базе которого смогли бы проходить подготовку и афганские военнослужащие. Мы такой центр создали сами и готовы к взаимодействию со всеми заинтересованными государствами.

Повышенную угрозу для России и ее союзников представляет эскалация напряженности в северных провинциях Афганистана с ее возможным "переливом" в Центральную Азию. Фиксируются признаки ухудшения обстановки в афгано-туркменском приграничье.

Экстремисты ведут открытую вербовочную и пропагандистскую работу, наращивают свое присутствие. Наркоугроза – реальная проблема для всех государств. Мы активно боремся с этим злом совместно с нашими союзниками по ОДКБ. Мешает нежелание ряда серьезных мировых игроков включиться в такие усилия. Да и НАТО под надуманными предлогами уклоняется от предложенного ОДКБ сотрудничества в борьбе с афганским наркопроизводством.

Дальнейшее негативное развитие ситуации в Афганистане негативно сказывается на безопасности России и наших союзников по ОДКБ. Вот почему мы последовательно и оперативно укрепляем военный потенциал стран-членов ОДКБ, в первую очередь Таджикистана и Киргизии.

Кроме того, активно наращиваем военное сотрудничество в двустороннем формате и в рамках ШОС с Китаем, Индией, Пакистаном и Ираном – ключевыми игроками в регионе.

Большое значение придаем налаживанию контактов с новым руководством Афганистана. Как заявил президент Российской Федерации Владимир Путин на ноябрьской встрече прошлого года с членами совета Парламентской ассамблеи ОДКБ, где в качестве наблюдателя присутствовал представитель Афганистана, народ этой страны может рассчитывать на поддержку со стороны России и ОДКБ в случае дестабилизации ситуации после вывода международных сил.

Уверены в том, что координация наших усилий и дальнейшее продвижение регионального сотрудничества поможет становлению Афганистана в качестве мирного, независимого государства, свободного от терроризма и наркопреступности.

- После формирования на территории Ирака и Сирии так называемого "Исламского государства" международный терроризм приобрел новое качество. Как вы оцениваете исходящие из этого региона опасности для России? Можем ли мы что-то противопоставить этой угрозе?

— Создание квазигосударственного образования "Исламское государство" на части территории Сирии и Ирака требует нового взгляда на проблему терроризма в целом. Сегодня под контролем этой террористической организации находится несколько миллионов человек, треть территории Ирака и четверть территории Сирии. В ее распоряжении имеются значительные финансовые ресурсы, получаемые ими как от контрабандной продажи нефти, так и от торговли людьми и предметами исторических ценностей. Немаловажный источник – радикальные религиозные фонды некоторых стран региона.

Все это позволяет не только удерживать захваченную территорию, но и расширять зону влияния. Метастазы регионального терроризма сегодня наблюдаются в Ливии и Мали. Есть информация о создании группировки "Исламского государства" в Афганистане.

События во Франции, Дании, когда боевики, вернувшиеся из Сирии, применяют полученные навыки на исторической родине, являются подтверждением нашего тезиса – террористы не могут быть хорошими и плохими. Использовать террористов для решения локальных задач опасно, так как подопечные легко могут выйти из-под контроля. Ведь основу "Исламского государства" составляют боевики, которые первоначально готовились и использовались для борьбы с законным правительством в Сирии.

Нельзя допустить даже частичной победы экстремистов в виде создания минихалифата в Ираке и Сирии. Такие победы наследников "Аль-Каиды" могут стать мощным стимулом для исламистов крайнего толка, которые могут появиться в любой точке мира.

Побороть терроризм можно только коллективными усилиями. Готовы и к взаимодействию с европейскими партнерами при строгом соблюдении международных норм применения силы. Бомбежки территории суверенных государств без их одобрения, как это происходит в Сирии, недопустимы. Да и вряд ли они дадут искомый результат инициаторам таких атак.

- Насколько сегодня изменилась география военных связей, которые развивает Россия?

— Несмотря на важность европейского направления, мы всегда выступали за развитие отношений с военными ведомствами всех регионов. Соглашения по двустороннему военному сотрудничеству подписаны с 78 государствами. Приоритетом было и остается наращивание взаимодействия с партнерами по ОДКБ. Мы заинтересованы в том, чтобы их вооруженные силы были мобильными, эффективными, оснащенными современным оружием, чтобы вместе мы могли оперативно реагировать на возникающие вызовы и угрозы.

У нас есть традиционные союзники в различных регионах мира. Министр обороны недавно посетил Латинскую Америку, где обсуждались вопросы военно-технического сотрудничества, оказания помощи государствам региона. До этого он был в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на Ближнем и Среднем Востоке, в Южной Азии.

Одна из последних встреч – с министром обороны Египта. Прошло первое заседание межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству с этой страной. Министры обсуждали и вопросы содействия Египту в решении насущных проблем безопасности, в том числе в борьбе с терроризмом.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала