Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Марс будет первым
В январе 2015 года Роскосмос и Объединенная ракетно-космическая корпорация слились в единую структуру (Роскосмос). Это одно из условий эффективного производства космической техники, в том числе пилотируемых космических кораблей нового класса. Создана российская концепция развития пилотируемой космонавтики. Центр подготовки космонавтов обещает обнародовать планы полетов к Луне и Марсу и познакомить с проектами инопланетных баз. В околоземном космическом пространстве становится тесно, за 54 года на орбите побывало уже более 550 человек. Пора лететь дальше.
Россия совместно с зарубежными научными и производственными центрами разрабатывает программу полета к Марсу, который в недалеком будущем станет второй населенной людьми планетой Солнечной системы.
"Мы работаем над глобальной дорожной картой по освоению космоса совместно с Россией и нашими другими партнерами. Общим направлением наших усилий будет Марс. С главой Роскосмоса Игорем Комаровым мы обсуждали этот вопрос, прикидывали, какие будут временные рамки, как распределять усилия и финансы, чтобы не дублировать друг друга".
Можно заметить, что политические трения между США и Россией никак не влияют на совместное освоение космического пространства, что, конечно, не может не радовать. Развивается сотрудничество Роскосмоса с Китаем и Индией. Международное сотрудничество тут — необходимость. На пути в дальний космос человека ожидает много непридуманных трудностей и препятствий, которые удастся преодолеть только совместными усилиями.
Проблемы ожидают сразу за орбитой Земли. Солнечную систему пронизывает жесткое космическое излучение, опасное для живых организмов и оборудования. На околоземной орбите в какой-то степени защищают магнитные поля нашей планеты и Солнца. Однако надежность солнечной защиты колеблется в течение 11-летнего цикла. На пути к Марсу космонавт получит максимально допустимую дозу радиации через 350 суток. Легкая и эффективная защита от излучения еще не создана, а полет к Марсу и обратно займет не менее 12 месяцев.
По мнению экспертов, достичь орбиты Марса и сделать первые шаги по "красной планете" человек сможет в 2033 — 2039 годах. При этом пребывание на орбите Марса будет недолгим, а исследования на поверхности планеты могут занять несколько месяцев. Затем экспедиция возвратится домой, на Землю. Постоянная база на Марсе — более отдаленное будущее.
Чем дальше, тем сложнее
В ходе подготовки к освоению соседних планет американские инженеры уже испытали на полигоне в штате Юта мощный твердотопливный ракетный ускоритель для разрабатываемой НАСА сверхтяжелой ракеты-носителя SLS проектной грузоподъемностью свыше 140 т. Первый испытательный полет в космос запланирован на 2017 год, первый пилотируемый — не ранее 2030 года.
Российские ученые заглядывают дальше, и планируют полет к Юпитеру, точнее к одному из его спутников — Европе или Ганимеду. На этом пути также предстоит решить множество сложных технических задач. Радиационный пояс в зоне Юпитера в тысячи раз мощней, чем у Земли. Предварительные расчеты показывают, что людям там не выжить, космическая аппаратура на поверхности спутников Юпитера не проработает и двух часов. И все же люди найдут выход.
Между тем, американский космический аппарат "Заря" уже достиг орбиты карликовой планеты Церера в поясе астероидов между Марсом и Юпитером. Полет продолжался семь лет, и еще 16 месяцев космический аппарат будет картографировать поверхность планеты, чтобы больше узнать о происхождении Солнечной системы.
Космическая разведка продолжается непрерывно. В 2005 году на поверхность Титана (спутник Сатурна) опустился, сделал серию снимков и прислал ценную информацию европейский спускаемый аппарат "Гюйгенс". Ученые планируют новые миссии к Титату и, возможно, второй аппарат будет подобием земной субмарины. Ведь моря Титана состоят из сложных углеводородов (типа метана), которые при низкой температуре находятся в жидком состоянии.
Предстоит решить множество технических головоломок. В дальних космических полетах решающим фактором останется запас энергии.
Солнечные батареи можно использовать не везде, и для энергоснабжения необходимы принципиально иные источники (например, изотопный, который использует для выработки электричества тепло полураспада Плутония-238).
Мыслители в космическом пространстве
Десятилетиями многие задачи на орбите и межпланетные полеты выполняют автоматы.
Ученый-астробиолог на срезе древних пород Марса может увидеть прошлое планеты. А сегодня участие человека необходимо в научных исследованиях в условиях невесомости, для испытаний новых материалов, приборов, технологий. Основные открытия впереди, однако, сделано уже очень много.
Через 400 лет после изобретения оптического телескопа Галилео Галилеем космические технологии осуществили революцию в астрономии и астрофизике. Создана внеатмосферная астрономия. Мы увидели Вселенную в рентгеновском, ультрафиолетовом, гамма- и радиодиапазонах. И можем только предполагать, что нам откроет до поры невидимое и непознанное.
Мы — дети Космоса, и когда-нибудь станем ощущать себя в межзвездном пространстве как дома. Динамика роста населения Земли должна не вести к конфликтам за ресурсы, а подсказывать направление качественного развития цивилизации за пределами нашей планеты.