МОСКВА, 10 апр — РИА Новости. Выступление верховного лидера Ирана аятоллы Хаменеи о том, что рамочное соглашение по Ирану не гарантирует подписания окончательного документа, нацелено в первую очередь на внутреннюю аудиторию, вопрос о снятии санкций с Ирана по-прежнему остается центральным в урегулировании проблемы вокруг иранского атома, считают опрошенные РИА Новости эксперты.
"Шестерка" международных посредников (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) и Иран 2 апреля договорились, что две трети иранских мощностей по обогащению урана будут приостановлены в течение 10 лет. Кроме того, Иран обязуется поставить все свои программы по обогащению урана под международный контроль на срок в 25 лет. Стороны намерены завершить подготовку соглашения по ядерной программе к 30 июня. С отменит санкции против Ирана при выполнении им достигнутых договоренностей, США заявили, что санкции против Ирана будут сниматься по мере выполнения обязательств.
"Выступление двух лидеров я бы охарактеризовал двояко. С одной стороны, это приглашение группе "пять плюс один" продолжить дискуссии по нерешенным пока вопросам, в том числе по поводу санкций. И во-вторых, это обращение как аятоллы Хаменеи, так и президента Роухани к внутренней аудитории, для использования во внутренней политической борьбе", — сказал РИА Новости старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сажин.
Для иранского слушателя
По его словам, Ирану нужны гарантии для того, чтобы принимать решения по своей ядерной программе. "Идти на большие финансовые потери — а это, несомненно, будет, потому что он вынужден будет потратить деньги на переоборудование, демонтаж и так далее и тому подобное — без каких-то гарантий западной стороны Иран не хочет. Запад не верит Ирану, но ведь не надо забывать, что Иран ни на грош не верит Западу. Как раз это недоверие мы сейчас и видим воочию",- сказал эксперт.
Самый сложный вопрос
Вопрос о снятии санкции остается самым неоднозначным и напряженным. Сажин напомнил, что санкции, наложенные на Иран очень разные: одна группа ограничительных мер была наложена после исламской революции 1979 года, когда сторонники тогдашнего аятоллы Хомейни захватили в заложники американских дипломатов. США в ответ заморозили все счета шахского режима. Затем были приняты санкции из-за нарушений прав человека в Иране. Основная группа санкций, о которых сейчас идут дебаты появились в 2006 году, когда СБ ООН принял первую из четырех санкционных резолюций.
"Но Иран как-то смог успешно противостоять всем санкциям, главный удар был нанесен санкциями 2012 года, когда США, ЕС и несколко присоединившихся стран ввели три пакета санкций: банковские, нефтяные и на страхование нефтеналивных судов. Они очень сильно ударили по экономике Ирана", — сказал Сажин.
Единомоментно не снять
"Вопрос о снятии санкций очень важный. Его невозможно решить одномоментно, исходя из того, что они совершенно разные, введены разными инстанциями и по-разному должны сниматься", — сказал эксперт.
По его словам, для санкций СБ ООН нужно собирать специальную сессию Совета Безопасности и решать вопрос о снятии голосованием. "Для санкции США и Евросоюза 2012 тоже неоднозначно, потому что некоторые из них вводились решениями президентов и глав государств, другие — решением парламентов. Соответственно и методика снятия разная и на все это требуется время", — добавил он.
При этом эксперт признал, что без юридического снятия санкций возможно смягчение санкционного режима или снятие де-факто, после чего будут проведены все юридические процедуры.
"На мой взгляд, это лучший путь, тем более, что все стороны в свое время с одобрением отнеслись к плану, который был предложен министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, который заключался в принципе step-by-step: снимать санкции по мере решения Ираном проблем и выполнения требований в соответствии с документом. Это тоже вариант, но он не единомоментный", — сказал Сажин.