Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Судоремонт опаснее океанских глубин
Многочасовой пожар в районе девятого, турбинного отсека не выглядел безобидным. Сталь легкого и прочного корпусов ПЛА теплопроводна, а турбины не любят высоких температур. Кроме шумопоглощающего покрытия цистерн, гореть могли кабельные трассы, размагничивающее устройство, то есть не исключено проникновение огня внутрь прочного корпуса, повреждение вспомогательного оборудования. Высокая температура и резкий перепад температур при тушении пожара изменяют свойства металла и геометрические размеры отдельных элементов конструкции, обещая в дальнейшем ускоренную коррозию (как минимум). Балластные цистерны и без того испытывают огромное давление при постоянном контакте с соленой водой, от огня они не станут прочнее. Кстати, в судьбе ПЛА "Орел" это уже не первое ЧП — в октябре 2004 года на переходе морем у субмарины взорвалась кормовая уравнительная цистерна. Обошлось без жертв, и все же 9-й отсек был разрушен (корабль восстановили в том же 2004-м).
8 апреля, не дожидаясь выводов межведомственной комиссии, представитель судоремонтного предприятия Евгений Гладышев заявил, что сдача ПЛА "Орел" состоится в 4 квартале 2016 года. А в Минобороны отметили: "Нашей вины в инциденте нет, поэтому ни рубля они от нас на этот ремонт сверх определенных суммой контракта средств не получат". Очевидно, в связи с пожаром объем работ увеличится, но какие-либо выводы с привязкой к цифрам и датам делать рано. Впереди еще много огневых работ (продолжается ремонт носового обтекателя, заканчивается восстановление покрытий выгородки гидроакустической станции).
Причем, если утилизация не предполагает дальнейшей эксплуатации субмарины, то сложнейший, наполненный электроникой, ракетным и торпедным оружием "Орел" с ядерной энергетической установкой должен еще послужить России. Гореть ему нельзя.
У семи нянек
Пожары — бич подводных лодок военных флотов всего мира. К примеру, на американских ПЛА в 1975-1998 годах зафиксировано более 60 пожаров. И все же, отчего российские лодки в заводских доках горят чаще, нежели на службе? Возможно, это побочный эффект одновременной работы многочисленных смежных структур. Ремонтом или модернизацией ракетного (торпедного) оружия занимаются одни, энергетической установкой — другие, прочным корпусом — третьи, и так далее. Многое зависит от квалификации и ответственности специалистов на конкретных участках, ведь камеру видеофиксации каждому работнику на каску не прицепишь (кстати, это эффективный вариант контроля, в космической отрасли пошли именно путем видеозаписи операций на технологически сложных участках). Даже космонавты признают, что подводный крейсер технологически сложнее космического корабля. И отношение должно быть соответствующее.
Эксперты-подводники сходятся во мнении, что пожар на ПЛА "Орел" вызван нарушением правил техники безопасности. В ходе огневых работ за пожаробезопасность отвечает, прежде всего, экипаж корабля. Выставляется специальный вахтенный, организуется противопожарный пост с огнетушителями. И пост должен стоять еще два часа после окончания огневых работ, чтобы конструкции остыли. В реальности бывает иначе, сложно контролировать каждое рабочее место, ведь экипаж невелик, и ответственность распыляется между смежниками.
Сын Посейдона и Геи
Немного о самой субмарине: К-266 "Орел" — подводный ракетоносец проекта 949А "Антей" Северного флота заложен в 1989 году в Северодвинске, спущен на воду в 1992 году, вошел в состав Северного флота 5 февраля 1993 года. Создан для ракетных ударов по авианосцам и береговым объектам противника. Имеет прочный корпус цилиндрической формы (10 отсеков) из стали толщиной 45 — 68 мм. Пусковые установки противокорабельных ракет расположены за пределами прочного корпуса под углом 45 градусов к горизонту (подводный старт). Конструкция укреплена для плавания в арктических широтах. Глубина погружения — до 600 м. Более подробная информация о проекте 949А — здесь.
У ПЛА "Орел" славный послужной список, подводный ракетоносец дважды завоевывал приз главкома ВМФ за стрельбу по морской цели, и в октябре 2013 года в акватории Баренцева моря подтвердил высокую боевую эффективность успешным пуском крылатой ракеты "Гранит" по цели на удалении до 400 км.
В 2014 году "Орел" поставили в док для модернизации, в результате которой возможности ПЛА значительно возрастут благодаря новым автоматизированной системе боевого управления, гидроакустической системе, малошумным гребным винтам. До 2020 года еще несколько ПЛА проекта 949А "Антей" должны пройти подобное обновление, сегодня в боевом составе ВМФ России их четыре — "Смоленск", "Воронеж", "Омск" и "Тверь".
В древнегреческой мифологии Антей — сын Посейдона и Геи, гигант, погибший в борьбе с Гераклом. Но судьбы ракетоносцев проекта 949А "Антей" определяет не мифология, а люди. В доке "Орел" кажется необъятным: длина — 155 м, ширина — 18 м, осадка — 9 м. Для таких кораблей количество специальных постов на предприятии можно удвоить и утроить.
Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. Однако огнеопасные операции и пожары настолько взаимосвязаны, а в подводной лодке такое количество горючих материалов, что вероятность очередного возгорания предсказуемо высока. И только наказанием виновных проблему не решить. Огневые работы технологически исключить нельзя, значит, необходимы принципиальные, жесткие изменения системы безопасности. Вот, в Японии на одного дорожного рабочего — несколько обеспечивающих безопасность. А на российских судоремонтных предприятиях в доках находятся корабельные ядерные энергетические установки и очень дорогое, высокотехнологичное оружие. Логично, что и меры безопасности должны быть уж точно не менее серьезными, чем при ремонте японских дорог.