Рейтинг@Mail.ru
Игорь Галась: иностранные инвесторы остаются в Краснодарском крае - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Игорь Галась: иностранные инвесторы остаются в Краснодарском крае

© Фото : Фото предоставлено пресс-службой администрации Краснодарского краяМинистр экономики Краснодарского края Игорь Галась
Министр экономики Краснодарского края Игорь Галась
Читать ria.ru в
Министр экономики Краснодарского края Игорь Галась рассказал в интервью РИА Новости, как Кубань выстраивает экономическую стратегию и чем пытается удержать инвесторов, когда в крае ждут роста объема инвестиций, а также о том, чего здесь ждут от строительства Керченского моста.

Краснодарский край, несмотря не диверсифицированную экономику, не избежал участи других регионов и тоже ощущает на себе влияние западных санкций, низких цен на нефть и слабого рубля. О том, как в таких условиях Кубань выстраивает экономическую стратегию и чем пытается удержать инвесторов, когда в крае ждут роста объема инвестиций, а также о том, чего здесь ждут от строительства Керченского моста, в интервью РИА Новости рассказал министр экономики региона Игорь Галась. Беседовала Татьяна Кузнецова.

— По итогам 2014 года существенно снизился объем привлеченных в экономику Кубани инвестиций, но связывали это не с кризисными явлениями, а в первую очередь с окончанием олимпийской стройки. На какой объем инвестиций рассчитывает экономика Кубани в 2015 году?

— Да, в прошлом году у нас произошло снижение объема инвестиций, и да, мы это прежде всего связываем с уменьшением инвестиций, которые были направлены в реализацию нашего олимпийского мегапроекта. Если убрать олимпийскую часть и оставить инвестиции, не связанные с сочинской стройкой, то получится, что объем инвестиций по итогам 2014 года мы обеспечили практически на уровне 2013-го. Мы понимаем, что в 2014 году присутствовала некая инерционность инвестпроектов, которые были начаты ранее. Впрочем, и сегодня в крае нет приостановок по крупным проектам. По объему инвестиций в 2015 году мы рассчитываем сохранить уровень 2014 года — около 700 миллиардов рублей. На сегодняшний день мы не пересматриваем этот прогноз. Хотя, безусловно, опасения есть, они связаны с доступностью финансовых ресурсов, прежде всего международного финансового рынка. Общаясь с инвесторами, мы слышим, что их формы инвестирования через в том числе иностранные кредитные организации в настоящий момент сталкиваются с ограничением. Где-то формально, где-то неформально в рамках санкционной политики отдельных государств.

— Это касается только европейских инвесторов?

— Российских тоже. Многие крупные российские инвесторы кредитовались также в иностранных банках. И сейчас этот источник, конечно, ограничен. Иных сдерживающих факторов в привлечении инвестиций я не вижу — ни с точки зрения доступности инфраструктуры, ни с точки зрения поддержки со стороны властей. Она, наоборот, растет, работа по созданию наиболее благоприятного инвестиционного климата усиливается, то есть мы больше и теснее работаем с инвесторами, готовы предоставлять различные преференции.
Кстати, недавно, буквально в прошлый четверг, в Краснодаре прошло заседание Южного комитета Ассоциации европейского бизнеса в России, на нем были представители иностранных компаний. У многих иностранных компаний, конечно, присутствует чувство тревоги, некоторые признают, что испытывают определенное давление, но никто не заявил, что планирует сворачивать производство или свои инвестиционные программы. Крупные иностранные компании, которые давно работают у нас в крае, например CLAAS, наоборот, сейчас расширяются. CLAAS строит новую очередь своего завода.

— То есть санкции не напугали ни российских, ни иностранных инвесторов…

— Они-то напугали, но наши российские инвесторы не из пугливых, да и большинство иностранных компаний, тех, которые присутствовали на рынке Краснодарского края и почувствовали вкус бизнеса в России, его доходность, они тоже никуда не уходят. Да, проблемы с новыми (инвестициями — ред.), наверно, возникнут. Новых инвесторов, которые ранее не заходили, безусловно, в сегодняшних условиях сложно будет привлечь. Играет роль фактор неопределенности и фактор чрезмерного риска, что дальше будет с внутренней и внешнеполитической ситуацией. Тут надо говорить честно, сейчас не самая благоприятная ситуация, чтобы новая иностранная компания зашла на рынок Кубани. Я имею в виду европейские компании. Но те, которые уже зашли, были на рынке, они знают и чувствуют перспективы региона, и, по нашим данным, они тут свои инвестпрограммы и производства сохраняют.

— Когда, по вашим прогнозам, завершится период рецессии и начнется рост объема инвестиций в экономику Кубани?

— Я думаю, что такие прогнозы даже на федеральном уровне не смогут сделать, потому что проблемы в экономике вызваны сегодня не совсем экономическими причинами, не факторами классической экономической теории. Конечно, снижение стоимости нефти повлияло на состояние экономики, но это не основополагающий фактор. Если бы не было всех санкций, мы бы гораздо проще пережили период низких цен (на нефть — ред.). Сложно сказать, когда пойдет подъем. Если будет усугубляться давление на Россию, ограничение доступа к мировым финансам, будет какое-то время сложно. Но даже в этих условиях со временем мы сможем начать расти, мы будем вынуждены…

Я думаю, что если сохранится статус-кво по всем санкционным ограничениям, то в этом году мы не сможем увеличить объем инвестиций, а в 2016 году, когда пройдет стресс, когда бизнес адаптируется к сложившимся условиям, должен начаться рост объема инвестиций.

Естественно, если общая обстановка поменяется в лучшую сторону, то мы существенно нарастим объемы. У нас сейчас в инвестиционном портфеле Краснодарского края 1,8 тысячи инвестиционных предложений и проектов. У нас есть желание, есть идеи, но пока есть и опасения.

— Судя по новостям и заявлениям местных властей, экономика края спокойно переживает западные санкции, но есть одно предприятие, которое испытывает трудности из-за ситуации на Украине. Это "Армавирский завод тяжелого машиностроения". Могли бы вы уточнить подробности сложившейся на заводе ситуации? Как власти помогают решить проблемы АЗТМ?

— Это крупное предприятия (около 1 тысячи работников) столкнулось с трудностями, потому что его работа была во многом зависима от поставок комплектующих из Украины. После всех событий на Украине руководители АЗТМ потеряли возможность получать комплектующие. Да, надо сказать, что на предприятии накопились определенные долги, ведь практически год работа двигалась очень тяжело, сократилось количество заказов и, следовательно, снизилось производство. Сейчас в суд направлено заявление о банкротстве предприятия. Что нам удалось уже сделать? Ситуацию с этим заводом мы держим на контроле. И лично губернатор Краснодарского края, и представители РЖД принимали участие в обеспечении предприятия заказами. В настоящее время на предприятие зашел новый собственник — "РэйлТрансХолдинг", и он на базе имущественного комплекса АЗМТ создал филиал ОАО "Новозыбковский машиностроительный завод", наладил производство. По данным на 1 апреля, 940 работников АЗТМ переведены на полный рабочий день в новое юрлицо. И если в самый пик кризиса 65% сотрудников Армавирского завода работали по сокращенной рабочей неделе, то на сегодняшний момент они загружены заказами до такой степени, что планируют работать круглосуточно. Понятно, что на АЗТМ будет введена процедура банкротства, но новые собственники готовы погашать накопившиеся долги кредиторам, то есть даже в этой части соглашения достигнуты.

Я хочу добавить, что Краснодарский край один из первых разработал план обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности с объемом финансирования в размере 7 миллиардов рублей. Наш антикризисный план включает порядка 90 мероприятий, уже создана комиссия, которая мониторит его реализацию и в целом состояние экономики в крае. Утвержден список из 186 системообразующих региональных предприятий, в этот список входит и АЗТМ, ему мы уделяем особое внимание. Мы мониторим ситуацию на предприятиях из этого списка для своевременного реагирования на возможное ухудшение их финансового положения и массовое увольнение людей и для принятия мер по обеспечению своевременной выплаты зарплаты.

— Как дела с масштабным проектом по развитию сухогрузного морского порта Тамань? Западные санкции как-то отразились на его реализации?

— Проект как был, так и остается. Вопрос возникает только в том, что с Россией воссоединился Крым со своей портовой инфраструктурой. Будет ли развиваться порт Тамань? Будет, безусловно, но будет развиваться в новых условиях с учетом новой логистики, с учетом новых транспортных коридоров и так далее. Уже заключены соглашения по развитию сухогрузного района морского порта Тамань с рядом компаний, в их числе "Сибирская угольная энергетическая компания", "Еврохим", "Металлоинвест", "Юниверсал Карго Логистик", "Кузбасразресуголь" и целый ряд других компаний, которые готовы создавать портовую инфраструктуру в Тамани. Планируемый объем инвестиций в этот проект — около 230 миллиардов рублей, в том числе треть — это федеральный бюджет. А грузооборот порта составит более 90 миллионов тонн в год.

— В конце прошлого года некоторые СМИ сообщали, что Новороссийский морской торговый порт связывает свои надежды с закрытием проекта порта Тамань. Как вы относитесь к таким заявлениям?

— Это нормальная конкуренция, пусть конкурируют. Россия должна увеличивать свои экспортные возможности и по продовольствию, и по сырью. Хотя, конечно, сырье надо стараться максимально перерабатывать здесь, но даже если мы будем максимально наращивать производство и переработку нефти в регионе, бензин и прочие фракции все равно нужно вывозить, то есть в любом случае нужны новые мощности. Порт Тамань даст новые возможности. Кроме того, все-таки Новороссийск — это крупный город, в нем пытаются расширить и дороги, и подъезды к портовой инфраструктуре, но он задыхается, а в районе Тамани — есть где развернуться, расти — не хочу.

— Кстати о грузовых перевозках в Крым — и Новороссийск, и Керченская переправа испытывают колоссальные нагрузки, невозможно не говорить об этом сегодня.

— Есть еще одна сторона этой проблемы. Мы недавно общались с коллегами из Крыма, они говорят, что транспортировка грузовым транспортом существенно сказывается на конечной стоимости продуктов. И пока не будет нормального транспортного коридора, это будет присутствовать. Наверное, государство должно подумать над тем, чтобы субсидировать эти перевозки. Коллеги высказывают идею, чтобы мы субсидировали наших (кубанских) производителей в части поставок продукции в Крым, чтобы они стремились на рынок Крыма, чтобы они его завоевали. И потом, когда улучшится логистика, им будет проще, они, что называется, застолбят место на рынке. Естественно, это задача не отдельного субъекта, это задача федерации. Но я думаю, что вопросы субсидирования дополнительных транспортных издержек наших товаропроизводителей могли бы быть предметом обсуждения.

— Мы уже упоминали строительство Керченского моста. Как реализация такого проекта отразится на экономике Кубани?

— Этот проект, может, и меньше, чем сочинская олимпийская стройка по объему, но тем не менее тоже значительный. Мы планируем, что наши строители в нем примут участием, может, и не как генподрядчики, но на субподряде они точно там будут участвовать. Это скажется на нашей экономике положительно. Новый толчок будет дан развитию всех автомобильных и железнодорожных подходов к этому мосту.
Кроме того Таманский полуостров недооценен и с точки зрения курортной составляющей: гости, следующие в Крым, смогут останавливаться на отдых и здесь. Мы в этом отношении не боимся конкуренции, она должна подстегнуть наши предприятия санаторно-курортного комплекса к повышению качества.

Еще одно направление — это создание придорожного сервиса. Все туристические потоки пойдут с территории материковой России через Краснодарский край. Крым когда-то принимал 6 миллионов отдыхающих, если он вернется к этой цифре, представьте какой турпоток хлынет через наш регион. Естественно, всем где-то нужно покушать, отдохнуть. В целом, я думаю, строительство моста даст серьезный толчок развитию малого бизнеса в крае. Мы двумя руками за.

Было много критики по Сочи, но как показал опыт, такие крупные инфраструктурные проекты дают новые драйверы роста, новое качество жизни.

Кстати, в этом году мы ожидаем увеличение турпотока на курорты Краснодарского края, и у нас стоит задача в ближайшие два года довести число отдыхающих на курортах региона до 15 миллионов человек. В прошлом году у нас было 13 миллионов туристов, в том числе 1 миллион — в период Олимпиады. В этом году мы планируем не только "компенсировать" этот миллион, но и привлечь около миллиона туристов дополнительно.

— Краснодарский край — один из лидеров по масштабам жилищного строительства. Есть ли заморозки уже начатых проектов?

— Темпы жилищного строительства у нас рекордные. В прошлом году было введено 4,8 миллиона квадратных метров жилья. Крупные жилищные комплексы строятся по всему краю, в том числе два — с участием иностранных инвесторов. Так, российско-австрийская компания строит в крае, в районе станицы Старокорсунская, коттеджный поселок "Зеленый берег", а российско-германский инвестор участвует в реконструкции центра Краснодара. Что касается проблем при строительстве, я общаюсь со строительными компаниями, пока ни от кого из них не слышал, что они испытывают трудности в реализации своих проектов, в наборе участников долевого строительства. Хотя опять же многие инвесторы говорят, что стало сложнее получать кредитные ресурсы для реализации нового проекта.

— Какая ситуация с инвестициями в сельское хозяйство Кубани? Удается ли краю выполнять задачи по импортозамещению?

— Сельское хозяйство — это одно из основных направлений, на которое мы делаем ставку. В крае утверждена программа импортозамещения на среднесрочный период, и в рамках этой программы мы проводим мероприятия по импортозамещению в сельском хозяйстве. Прежде всего здесь, на Кубани, мы заинтересованы в замещении импорта фруктов, столового винограда и овощей. Планируем наращивать животноводство, которое в одно время снижалось в силу разных причин, в том числе из-за африканской чумы свиней. А в этом году наши меры господдержки сельхозтоваропроизводителей будут увязаны с тем условием, что аграрии будут заниматься животноводством. Инвесторы уже реализуют в крае ряд крупных проектов по созданию свинокомплексов.

Что касается садоводства, то мы беспрецедентно, в разы увеличили поддержку по садоводству — 350 миллионов рублей только из краевого бюджета, плюс должно быть финансирование из федеральной казны. Как мы считаем, это должно простимулировать наш бизнес, чтобы они занимались садоводством. По овощеводству у нас два направления — увеличение площади орошаемых земель и стимулирование занятием овощеводством малых форм хозяйствования. Мы планируем создать в крае сеть логистических центров, чтобы они могли стать связующим звеном между мелкими производителями и розничной сетью.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала