В рамках проведения Международного фотоконкурса имени Андрея Стенина, организованного МИА "Россия сегодня", пресс-службой агентства подготовлена серия интервью с членами жюри конкурса — крупнейшими фото- и артдеятелями. Своим взглядом на развитие мировой фотожурналистики поделился Григорий Дукор, шеф-редактор фотослужбы агентства Reuters в России и странах СНГ.
— Почему вы решили войти в жюри Международного конкурса фотожурналистики им. Андрея Стенина?
— Я думаю, что ответ очень прост: конкурс предусматривает возрастной ценз — ограничение для участия более зрелых фотографов. Участники до 33 лет — это, можно сказать, молодежь. Участие молодых фотографов в конкурсе и победа кого-либо из них в нем даст возможность продвигаться и дальше в их профессиональной деятельности. Так что скажу, что участвую в жюри для поддержки молодежи, молодых фотографов.
— Каким вы видите будущее конкурсов фотожурналистики, и как оцениваете участие в них непрофессионалов?
— Думаю, что будущее очень светлое у конкурсов фотожурналистики. До тех пор пока есть фотожурналисты, будут проводиться и фотоконкурсы. Людям свойственно соревноваться, выясняя, кто из них лучше. Я также отношусь крайне положительно к тому, что непрофессионалы хотят участвовать в фотоконкурсах. Почему бы нет? Единственно, в специальных для них номинациях. Они не должны идти одной группой с профессионалами. Если непрофессионалов интересуют те же вопросы, что и профессионалов, и они такие же активные члены общества, это очень может быть. Мне очень нравится, что больше и больше людей увлекаются фотографией. Если много непрофессионалов берет в руки камеру — это очень хорошо. Это значит, что они захотят посмотреть, что делают профессионалы. Из-за этого заинтересованность в фотографии вообще в обществе возрастает. И для меня это очень приятно.
— Гендерный вопрос в фотожурналистике: должна ли женщина с фотокамерой идти снимать войну?
— То, что женщина в настоящее время снимает наравне с мужчиной и ни в чем ему не уступает, — это абсолютно точно. Женщина и видит, кстати, по-другому. Очень часто в одной и той же ситуации женщина может сделать совершенно другую картинку. Но это же очень хорошо. Не думаю, что кто-то вправе решать за женщину, что она может делать, а что нет. Просто по признаку, что она женщина.
— За последнее десятилетие изменилась ли и как географическая карта мировой фотографии?
— За последнее время, не скажу за весь мир, но то, что за счет России географическая карта мировой фотографии изменилась, — это однозначно. Я наблюдаю активно за фотографией с 90-х годов прошлого века и могу сказать, что уровень фотографии в России намного вырос.
Стало в разы больше фотографов крепких, зрелых, интересных. То, что фотография шагнула в Россию, — это совершенно точно. Причем шагнула на хорошем, профессиональном уровне. Так что за счет России мировая карта фотографии точно расширилась.
— Как повлиял приход цифровых и других медиаформатов на профессиональные стандарты фотожурналистики?
— Цифровые форматы — это совершенно другая эра. Приход цифровых технологий — это, в первую очередь, скорость и возросшие возможности фотографов. На заре появления цифровой фотографии все кривили нос и говорили: "Ой-ей-ей, с пленкой сравнить нельзя, качество дрянь", и т.д. Думаю, что сейчас только в силу своих личных убеждений есть те, кто хочет снимать исключительно на пленку или только в черно-белом цвете. Такой вот фотофэшн. Что касается фотожурналистики — это, конечно, цифровая фотография. Однозначно.
Надо тем, кто увлекается сейчас пленочной фотографией и настаивает на этом, считая, что все остальные — это просто жертвы прогресса, и их работы никакого отношения к творчеству не имеют, предложить экскурс в 90-е и дать возможность сделать съемку любого события, митинга, демонстрации 90-х, любого футбольного или теннисного матча, любого парламентского заседания. Да чего угодно. А потом попросить их проявить пленку в общественном туалете. И сфотографировать надо успеть, не когда митинг закончился, а за его первые десять минут.
Пусть попробуют, а потом поговорим о творчестве. Считаю, что цифровые технологии изменили фотографию, а уж новостную — кардинально. И, главное, не успеваешь за тем, как цифровая фотография развивается, просто гигантскими шагами. Меня это радует.
— Что бы вы посоветовали тем, кто решил посвятить себя профессиональной журналистике?
— Надо быть профессионалом!