НЬЮ-ЙОРК, 7 апр — РИА Новости, Ольга Денисова. Тема отношений с Россией, усиления или ослабления санкций против нее может быть использована американскими политиками в рамках предвыборных кампаний предстоящих в 2016 году президентских выборов в США. По мнению профессора политологии университета Вилланова (Пенсильвания), автора книги о России "Политика водки" Марка Шрада, история
"Возможно, дебаты вокруг санкций займут свое место во внутренней политике США, особенно в преддверии электорального цикла 2016 года", — сказал Шрад РИА Новости.
"Десятилетия, которые потребовались для отмены ограничительной поправки Джексона-Вэника, показали, что она имела минимальное отношение к самим санкциям, а больше была продиктована желанием продемонстрировать жесткую линию по отношению к (президенту РФ Владимиру) Путину и России", — отмечает он.
В нынешней ситуации, по мнению специалиста, более жесткая позиция по отношению к России, хотя и обернется потерей некоторого числа голосов, все равно будет более безопасна для предвыборной кампании, чем курс на нормализацию отношений с Россией. При этом Шрад подчеркнул, что с экономической точки зрения в санкциях не заинтересована ни одна из сторон.
"Я не думаю, что санкции отвечают чьим-либо экономическим интересам, банки Уолл-стрит и компании хотели бы, чтобы их сняли, как только это станет политически возможно", — считает он.
В целом, по его мнению, экономические санкции редко достигают эффекта. "Часто их цель — продемонстрировать домашней аудитории, что правительство что-то делает для решения актуальных международных проблем", — считает собеседник агентства.
"Указывая на большой успех экономических санкций, отмечают, например, вывод инвестиций из Южной Африки, чтобы положить конец апартеиду. Но на каждый успех политика санкций проваливалась десятки раз. Шестидесятипятилетнее экономическое эмбарго США против
Говоря об экономическом "наказании" России, Шрад обращает внимание на то, как после принятия в России закона о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних на Западе активно обсуждалось введение бойкота на покупку российской водки, чтобы таким образом выступить в защиту прав сексуальных меньшинств. Подчеркивая необходимость соблюдения прав секс-меньшинств, Шрад отмечает, что по отношению к России подобные меры возымели бы обратный эффект.
"Российское ЛГБТ-сообщество казалось бы еще более чужеродным, что усилило бы консервативную оппозицию в стране. К счастью, идея такого неправильно направленного бойкота сошла на нет, но похожая логика все еще разыгрывается Западом в части санкций против России", — заметил он.
Западные санкции в отношении России, по оценке эксперта, были направлены на ближнее окружение Владимира Путина. "Но государственные корпорации вроде "Газпрома", "Роснефти", "Рособоронэкспорта" в случае введения санкций благодаря связям прибегают к ресурсам Фонда национального благосостояния. В это же время компании меньшего масштаба, не имеющие подобных связей, несут убытки. В итоге российская экономика стала еще более завязана на управляемом государством секторе", — сказал Шрад.