Бочарников Игорь Валентинович, руководитель Научно-исследовательского центра проблем национальной безопасности, доктор политических наук, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса
Осложнение внутриполитической конъюнктуры, обусловленное антироссийскими санкциями и акциями вопреки ожиданиям и прогнозам не только не дестабилизировало ситуацию в стране, а напротив, поспособствовало консолидации российского общества и повышению авторитета власти. Этот факт, без сомнения, свидетельствует о качественных изменениях в политическом сознании россиян.
Причина не только в том, что глава государства сам по себе сильный лидер и эффективный политик, но и в том, что все его действия направлены на укрепление позиций и авторитета России в мире. И именно это определяет восприятие его в качестве общенационального лидера. Тем более что отношение к государству в российском общественном сознании было всегда особенным.
Что же касается непосредственно популярности Путина, то считать это следствием какой-либо идеологической обработки или "изначальной политической несознательности" граждан России не правомерно. В тех же Соединенных Штатах, например, в свое время уровень доверия к Рузвельту был настолько безграничным, что явился основанием для его избрания президентом (в нарушение Конституции) четыре раза подряд. Чрезвычайно высок был и уровень доверия американцев и к своему 35 президенту — Дж. Кеннеди.
Очевидны также проблемы с рейтингами и у лидеров ряда европейских государств, наиболее последовательно поддерживающих США во всех их внешнеполитических акциях, какими бы неправомерными они не были. Речь в частности идет об уязвимых позициях правящей во Франции Социалистической партии, фактически проигравшей на муниципальных выборах в марте 2015 года не только своим традиционным соперникам — Союзу за народное движение, но и представителям Национального фронта Франции. Что же касается лично президента Франсуа Олланда, то его рейтинг в 2014 году составлял лишь 19% и только после терактов в Париже в январе 2015 года он поднялся до 40%. Падает и рейтинг канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Да и у руководства ближайшего союзника США — Великобритании, также не все ладно с рейтингом правящей верхушки.
В целом же характерной тенденцией развития современных политических процессов является усиление позиций национально-ориентированных организаций и движений в целом ряде стран. Наиболее очевидны они в Греции, Испании, Франции, Германии и даже в Великобритании.
Это позволяет предположить, что дело не только в личностных качествах лидеров ведущих государств мирового сообщества, а в их отношении к суверенитету и национальным интересам своей страны. Авторитет Владимира Путина высок в силу того, что он интересы государства ставит выше каких-либо иных, в том числе корпоративных, союзнических и т.д. В то же время, его коллеги, напротив, являются заложниками американской концепции либеральной демократии, ориентированной на утверждение глобального лидерства США и, соответственно, размывание национального суверенитета и традиционных ценностей.
Кризис этой идеологии обозначился еще в 2008 году в результате глобальной рецессии мировой экономики. Тогда США фактически спровоцировали ее своими "мыльными ипотечными пузырями". Американский проект "майданная Украина", находящийся сегодня в центре внимания всего мирового сообщества, равно как и весь цикл инициированных ими цветных революций, являет собой, по сути, те же "мыльные пузыри", но с последствиями куда более непредсказуемыми, поскольку затрагивает интересы международной безопасности, в том числе в центре Европы. И это отчетливо осознается как населением европейских стран, так и их политическими и финансовыми элитами.
Как следствие — переосмысление и переоценка ряда ценностей, долгое время определявших вектор развития мировой цивилизации.
Либерализм, в его американской интерпретации сдает свои позиции повсеместно, и уходит на обочину мировой истории, по крайней мере, на ее сегодняшнем этапе.
Национальной идеологией большинства стран мирового сообщества становится антиамериканизм. Наиболее явно это проявляется в подбрюшье США в Центральной и Латинской Америке. Более чем уязвимы позиции США и в Азиатско-тихоокеанском регионе, в котором лидерство постепенно завоевывает Китай.
США начинают пожинать плоды своих цветных революций и в странах Магриба от Туниса до Сирии. Наглядным свидетельством этому является эвакуация спецназа и уже второго посольства из этого региона (Йемена). До этого была эвакуация посольства из другой страны, победившей цветной революции — Ливии. С учетом же того, что революции, инициированные США, охватили значительную часть Ближнего Востока, очевидно, что в дальнейшем процесс свертывания американских дипломатических миссий будет продолжен.
История сделала очередной виток и этому во многом способствовали сами адепты либеральной демократии с их более чем агрессивной рекламой своих ценностей, провокациями, утверждением хаоса и беззакония в международных отношениях, насаждением марионеточных режимов.
Сложившаяся ситуация предполагает утверждение иных ценностей, формирующих новую мировоззренческую идеологию. У нее еще нет названия, но уже очевидно, что ее основу составляют подходы к утверждению и сохранению традиционных ценностей: от семейных до общецивилизационных. Показательно и то, что в общественном сознании произошел качественный перелом с восприятия государства как "ночного сторожа", не вмешивающегося в общественные процессы, в важнейший общенациональный социокультурный феномен, интересы и безопасность которого должны быть надежно защищены, а авторитет обеспечен.
По крайней мере, именно эти идеи сейчас востребованы общественным сознанием ряда европейских стран. И в перспективе следует ожидать выхода на их политическую арену сил, продвигающих государственнические, националистические и, даже, изоляционистские настроения.
Все эти процессы только начинают проявляться, поэтому современный период переформатирования общественного сознания можно обозначить как переходный от одной мировоззренческой идеологии к другой.