Москва, 7 апр – РИА Новости. Всероссийское совещание руководителей инклюзивных образовательных организаций " Формирование и развитие универсальной безбарьерной среды в образовательных организациях субъектов Российской Федерации: достижения, проблемы, перспективы" состоится в Симферополе 8-10 апреля. Главным организатором мероприятия выступает Институт фундаментальных и прикладных исследований Северо-Кавказского федерального университета.
По результатам проведенного университетом исследования были отобраны учреждения, имеющие наиболее успешный опыт внедрения инклюзивного образования. Руководители именно этих учреждений станут участниками совещания. О том, какие вопросы предстоит решить ведущим российским специалистам, корреспонденту РИА Новости Оксане Барановой рассказала директор института фундаментальных и прикладных исследований, директор представительства ФГАО ВПО " СКФУ" (Москва) Галина Ефремова.
- Галина Ивановна, на каких вопросах будет сосредоточено внимание участников совещания?
— На совещании, куда приглашены более 250 руководителей образовательных организаций, имеющих наиболее успешный опыт внедрения инклюзивного образования, будут обсуждены механизмы создания и реализации адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации. Кроме того, будут рассмотрены такие аспекты, как нормативно-правовое регулирование инклюзивного образования, процессы реализации федеральных образовательных стандартов для обучающихся с ОВЗ. Перед всеми нами стоит задача разработать дальнейшую стратегию развития инклюзивного процесса в образовании.
- С какими трудностями сталкиваются руководители учреждений при внедрении инклюзивного образования?
— Я думаю, нынешние требования, касающиеся обучения в массовой школе детей, имеющих как физические, так и психические отклонения здоровья, зачастую воспринимаются как слишком обременительные для учителя или просто невыполнимые. Часто к этому присоединяются и обычные предрас-судки, всё еще достаточно распространенные в педагогической среде. Что касается, общеобразовательных организаций, реализующих различные модели инклюзивного образования, то по результатам исследования, которое мы проводили на базе Северо-Кавказского федерального университета в конце 2014 года среди школ-участников программы "Доступная среда", в них на первый план выходят проблемы архитектурной доступности, подготовки кадров и финансирования программ инклюзивного образования.
- Будет ли на совещании поднят вопрос о методах преодоления предубеждений против совместного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, которые нередки как среди педагогов, так и среди родителей?
— Этот вопрос станет темой отдельного разговора. Нами был проведен анализ наиболее распространенных практик просветительской деятельности при реализации принципов инклюзивного образования. И с целью решения этой проблемы, институтом был разработан проект мини техно-парка Ability Park. Это интерактивная образовательная среда, которая позволит каждому почувствовать на себе влияние различных ограничений: в передвижении, зрительном восприятии, ограничении со стороны слуховой функции. Подробнее о ней мы расскажем на совещании руководителей образовательных организаций. Кроме того, презентация проекта будет представлена в середине апреля на Московском международном салоне образования.
- Как давно университет занимается вопросами инклюзии?
— Исследовательская и просветительско-образовательная деятельность в области инклюзивного образования активно ведется с 2007 года. Мы являемся ключевым центром образования и повышения квалификации для руководителей общеобразовательных организаций. С 2013 года наш институт сотрудничает с канадскими вузами и центром по проблемам инвалидности. Совместно мы занимаемся разработкой теоретико-методологических основ, организационного и учебно-методического обеспечения непрерывного общего и профессионального инклюзивного образования.
В международном масштабе, понятие инклюзивного образования все чаще рассматривается в широком плане, как реформа, которая поддерживает и поощряет разнообразие среди учащихся. Оно предполагает, что цель инклюзивного образования заключается в ликвидации социальной изоляции. Поэтому, с моей точки зрения, инклюзия – это, прежде всего, процесс возрастания степени участия детей с ограниченными возможностями в общественной жизни и уменьшение их отчуждения от культуры, от системы начального и среднего образования.