МОСКВА, 4 апр — РИА Новости, Виктор Хруль. Празднование главного события литургического года — торжества Воскресения Христова — начнется в субботу вечером в католических общинах России и всего мира мессой навечерия Пасхи. По древней церковной традиции во время мессы епископы и священники совершат крещение взрослых кандидатов, которые выразили желание принять это таинство в Католической церкви и прошли длительную подготовку к нему.
Предвкушение праздника
Освящение пасхальной пищи, которую по обычаю верующие приносят в храм в Великую субботу — день тишины и молитвы, будет проходить каждые полчаса в специально оборудованной палатке у московского католического кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской улице.
Как сообщил настоятель собора, священник Иосиф Заневский, обряд, который состоит из специальных молитв и окропления пищи освященной водой, будет совершаться с 10.00 до 19.00, а в 20.30 начнется главное богослужение литургического года — месса навечерия Пасхи, которую отслужит митрополит Павел Пецци.
Обычай освящения еды известен в Европе уже с VIII века. Поначалу освящение могли производить исключительно епископы, затем оно перешло к священникам и диаконам. В некоторых западнославянских странах из теста или масла делают агнца — символ как Ветхого Завета (бегства из египетского рабства), так и Нового (знак жертвы и Воскресения Христа).
Среди блюд, освящаемых в Великую Субботу, особое место занимают яйца. Яйцо издревле — еще с языческих времен — символизирует вселенную, солнце, землю, жизнь, плодовитость, возрождение, силу, противостоящую злым духам. Славяне, первый раз выгоняя скот на пастбище, клали на пороге хлева яйцо, которое потом отдавали какому-нибудь бедняку с просьбой помолиться о том, чтобы животные были здоровыми. При строительстве дома в каждый его угол клали по яйцу, чтобы они хранили от несчастий. В христианской символике яйцо является образом Воскресения Христа, «пробившего скорлупу» смерти и воскресшего из мертвых.
Согласно традиции, на Пасху в домах пищи должно быть в избытке, чтобы угостить ей путников и неимущих.
Свет Христов
Месса навечерия Пасхи начинается с Литургии Света.
У входа в храм священник благословляет угли, от которых будет зажжена пасхальная свеча — «пасхал», символизирующий Христа. Священник вычерчивает на пасхале крест, рисует греческие буквы «альфа» и «омега», а также пишет год празднования Пасхи — «2015», произнося: «Христос вчера и сегодня, начало и конец, альфа и омега. Ему принадлежат времена и века, Его слава и владычество во веки веков. Аминь». Затем, вонзая в пасхал крупицы ладана, священник говорит: «Ранами Своими святыми и славными ограждает и хранит нас Христос. Аминь». После этого священник зажигает пасхал от углей костра.
Входя вместе с процессией в темный храм, священник (или диакон) трижды возглашает: «Свет Христов». Собравшиеся в церкви отвечают: «Благодарение Богу». Верующие зажигают свои свечи от пасхала, а в храме вспыхивает свет, и диакон провозглашает Пасху древним и величественным гимном «Exsultet» («Да ликует ныне небесное ангельское воинство»).
Литургия Слова в этот день состоит из семи чтений из Ветхого Завета и двух чтений из Нового. После каждого чтения звучит псалом и молитва священника. По окончании ветхозаветных чтений, вся церковь поет гимн «Слава в вышних Богу», и с этого момента в храме вновь звучит орган и колокола, прославляя Христово Воскресение.
Затем наступает литургия крещения и евхаристическая литургия. Митрополит Павел Пецци совершит в субботу в столичном кафедральном соборе крещение более 40 взрослых катехуменов, которые в течение года проходили специальную подготовку к этому таинству.
После навечерия Пасхи начинается торжественная процессия (Крестный ход Воскресения Господня), которую иногда на латинский манер российские католики называют «Резурекцией» (от латинского resurrectio — воскресение). Во время этой процессии со Святыми дарами верующие трижды обходят вокруг церкви, провозглашая и прославляя Христово Воскресение.
Во имя христианского единства
Большая часть католических общин на территории Израиля, Палестинской автономии, Иордании и Кипра будут праздновать Пасху в нынешнем году не 5, а 12 апреля — вместе с православными церквами согласно восточной пасхалии, составленной в соответствии с юлианским календарем.
Объединение даты празднования Пасхи закреплено специальным документом Ассамблеи католических епископов на Святой Земле. Иерархи Святой Земли назвали принятое решение важным экуменическим шагом, поскольку теперь члены одной семьи и жители одной деревни, принадлежащие к разным общинам, смогут праздновать Пасху в один день.
Исключением из этого правила станут общины Иерусалима и Вифлеема, чтобы сохранить status quo совместной жизни христианских общин в этих местах и избежать единовременного наплыва паломников со всего мира в святые для всех христиан места.