В рамках проведения Международного фотоконкурса имени Андрея Стенина, организованного МИА "Россия сегодня", подготовлена серия интервью с членами жюри конкурса — крупнейшими фото- и арт-деятелями. Своим взглядом на развитие мировой фотожурналистики поделился Джейсон Эшкенази (Jason Eskenazi), американский фотограф, мастер черно-белой и портретной фотографии.
— Почему вы решили войти в жюри Международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина?
— Один из моих друзей советовал мне сделать это. Другой, напротив, пытался отговорить. И я подумал, что в этом стоит разобраться.
— Каким вы видите будущее конкурсов фотожурналистики и как оцениваете участие в них непрофессионалов?
— Я думаю, что фотоконкурсы не должны иметь ограничений, в противном случае это обман. Нет таких понятий — "любитель" и "профессионал", есть хорошая и плохая фотография.
— Гендерный вопрос в фотожурналистике: должна ли женщина с фотокамерой идти снимать войну?
— Если женщины выбирают поприще военного фотографа, это их выбор. То же самое относится и к мужчинам. Что касается меня, то я не могу отделаться от мысли, что известнейшая фотография "Смерть солдата" была сделана Гердой Таро, а не Робертом Капа.
— За последнее десятилетие изменилась ли и как географическая карта мировой фотографии?
— Карта значимых для фотографов мест меняется с течением времени. Когда-то это была Россия в 1990-е… Югославия… Китай… Сейчас фотография — это весь мир, и каждый в нем — фотограф.
— Как повлиял приход цифровых и других медиа-форматов на профессиональные стандарты фотожурналистики?
— Лишь снимок важен, а не то, каким фотоаппаратом вы его сделали. За прошедшие годы и фотографы, и редакторы из-за малого числа фотопубликаций сформировали поле с высокими конкурентным напряжением, в котором каждый стремится сделать лучшее, чем у другого, фото. В такой ситуации искушение создать подделку велико и во время съемки, и при последующей обработке фото. Но в конечном итоге великая фотография всегда обращается к человеческому сердцу, а фальшь остается на поверхности.
— Что бы вы посоветовали тем, кто решил посвятить себя профессиональной журналистике?
— Никогда не будьте холодным профессионалом. И держите фотоаппарат наготове. Каждый должен следовать велению своего сердца. Если вам есть, что сказать при помощи фотокамеры, сделайте это. В противном случае лучше печь пироги.