"Сейчас, с одной стороны, некоторые малые предприниматели избавляются от нерентабельных торговых точек и распродают товар. С другой стороны, кто-то переключился на поставки в Крым. Это перспективный рынок, со своими сложностями, но и со своими возможностями", — считает партнер консалтинг-центра "Шаг" Любовь Горбунова.
Эксперты попытались обозначить основные ниши российского рынка, где предприниматели могут себя реализовать, а также основные трудности, с которыми может столкнуться бизнес.
Мнения экспертов разделились по вопросу, чем малым предприятиям выгоднее заниматься: производить товары или предоставлять услуги. Спад на рынке затронул в основном большие производственные предприятия, а не предпринимателей, занятых в сфере торговли и услуг, считает первый вице-президент Газпромбанка Екатерина Трофимова.
"(Производственники — ред.) попали в "ножницы": с одной стороны происходит сокращение платежеспособного спроса, а с другой, наблюдается рост себестоимости импортного сырья и кредитных ресурсов. Именно скачок курса и взлет процентных ставок явились для таких предприятий главным шоком", — поясняет она.
С российским производством ситуация сейчас неоднозначная потому, что оно зависит от иностранных комплектующих, считает Горбунова. "Иностранные комплектующие дорожают. Некоторые предприятия вынуждены временно прекратить свою деятельность из-за нестабильной ситуации на рынке", — отмечает она.
Уменьшение налоговых вычетов НДС, повышение кадастровой стоимости недвижимости и рост цен на электроэнергию делает производство невыгодным для малого бизнеса, считает заместитель председателя комитета "Деловой России" Антон Степанов. "Самый прибыльный бизнес сейчас — это предоставление услуг для населения, без своих площадей и производственного цикла", — пояснил он.
Между тем Андрей Вахин из компании "Эксити группа" считает, что предпринимателям следует заниматься производством товаров — это необходимо для российской экономики как никогда.
"Производством гораздо сложнее заниматься, но это даст сильную отдачу от вложенных инвестиций и усилий. Услуги не создают высокой добавленной стоимости для рынка. И в текущих условиях импортозамещения производство гораздо более востребовано, оно более рентабельно и для него открывается больше ниш на рынке", — полагает он.
Некоторые аналитики считают, что во время кризиса предпринимателям, напротив, следует обратить внимание на торговлю.
"Нужно изменить отношение к торговле. Если вспомнить 1990-е, то все вытаскивала торговля. Первое чем может заняться безработный — это торговать. Производить сразу он не сможет", — утверждает вице-президент "Деловой России" Николай Остарков. Степанов разделяет эту точку зрения, обращая внимание на розничную продажу, так как оптовые продавцы и крупные предприятия вынуждены платить НДС.
Малые предприятия пользуются специальным налоговым режимом — ЕНВД, который взымается с вмененного, а не фактического дохода и освобождает плательщика от других налогов: на прибыль, на имущество, предприниматели не платят НДФЛ. Кроме того, малые предприятия не признаются плательщиками НДС.
Вахин отмечает, что после 1998 года на рынке было большое количество импортного товара, но для развития российской экономики в торговле должны доминировать отечественные товары. "Чем больше товаров будет производиться и участвовать в торговле, тем выше будет драйвер роста", — утверждает он.
При этом потребительский спрос — один из основных драйверов роста российской экономики — перестал быть таковым в этом году. Это происходит на фоне снижения реальных расходов россиян уже на протяжении четырех месяцев подряд.
Медицинские услуги также могут представлять интерес для малого бизнеса. Но высокие затраты и необходимость получения лицензии могут отпугнуть многих потенциальных стартаперов, предупреждают аналитики. Одним из ключевых факторов успеха для решившихся открыть свои медцентры может стать качество предоставляемых услуг, считает руководитель аудиторско-консалтинговой группы АИП Сергей Елин.
"Многие медицинские центры сейчас успешно работают. Вопрос в том, чтобы предприниматели смогли предоставить качественный сервис, особенно в организационной части. Если это удается, то однозначно будет выигрышный проект. Очень важно, как работают с клиентами врачи, как их встречают на стойке регистрации", — утверждает он.
Чем меньше клиника — тем легче ее содержать, так как она требует меньше ресурсов. По мнению Вахина из "Эксити группа", если сформировать медицинскую экспертизу на небольшой площади и оказывать грамотные медицинские услуги с высокой результативностью, то успех не заставит себя долго ждать.
"За счет очень хороших медицинских препаратов и оборудования можно сокращать время лечения, переводить клиентов на домашнее обслуживание, а с учетом современных средств коммуникации, можно даже настраивать видеонаблюдение при желании", — говорит он.
Малые предприятия могут стать партнерами крупных: им зачастую требуется помощь со стороны и они выносят часть работ за штат.
В крупных постиндустриальных странах основные производственные процессы давно описаны и стандартизированы. В этих условиях, по словам аналитика, крупным предприятиям комфортно отдать часть работ на аутсорсинг, напомнил Вахин из "Эксити группа".
"В Японии, например, колоссальное количество мелких и средних предприятий обслуживают крупные производства и вовремя поставляют нужные компоненты. Это позволяет существенно экономить на складских помещениях. Держать их там очень дорого из-за высокой стоимости земельной ренты", — пояснил он.
Горбунова отмечает, что для российских крупных розничных сетей сейчас актуальна тема логистики. Крупные розничные сети обращаются к малым компаниям-перевозчикам, разделяют доставку на зоны — в зависимости от того, какую территорию они охватывают.
"Многие индивидуальные предприниматели работают на аутсорсинге, доставляя товар. Для этого достаточно иметь транспортное средство и зарегистрированное юрлицо. Крупные компании отбирают пул проверенных небольших компаний и между ними проводят своего рода аукционы на конкретную доставку. Перевозчики, которые готовы предложить лучшую цену доставки, получают заказ", — поясняет она.
Для взаимодействия фермеров и розничных сетей сейчас как никогда нужны посредники, отмечает Елин из АИП. Сегодня существует разрыв между ними из-за отсутствия логистических перевалочных центров. А малые предприятия могли обеспечить это за небольшую дельту, при небольших затратах.
"Сегодняшняя закупка, которую предоставляет рынок для фермера, — убыточная", — отмечает он.
Эксперты полагают, что кроме реализации антикризисного плана власти должны предпринять ряд дополнительных шагов, которые помогут малому бизнесу во время непростой ситуации на рынке.
Во-первых, нужно внести поправки в закон о малом и среднем бизнесе, увеличив порог по выручке и количеству работников, чтобы расширить число предприятий, относящихся к МСП, полагает Трофимова из ГПБ.
"Есть масса примеров, когда из-за этих показателей предприятия, особенно находящиеся в моногородах или сельской местности, не могут получить поддержку. Это идет вразрез с политикой поддержания занятости, поэтому мы считаем необходимым скорейшее исправление ситуации", — сказала она.
Помощь может прийти и со стороны Банка России, который может увеличить сроки рефинансирования банков, отметила аналитик МСП Банка Наталья Литянская.
"Мы получаем от ЦБ кредиты под залог требований к нашим банкам-партнерам на срок до года, и это огромное подспорье. Увеличение срока рефинансирования, чтобы мы могли предоставлять больше долгосрочного финансирования МСП по доступным ставкам, очень актуально", — рассказала она.
Также, по словам аналитика, существенную поддержку малому бизнесу окажет снижение нагрузки в виде социальных взносов.