МОСКВА, 3 апр – РИА Новости. Женщины часто не согласны идти даже на небольшие уступки в пользу "зла" для того, чтобы избежать больших жертв в будущем, не из-за того, что они думают не столь рационально, как мужчины, а из-за эмоционального неприятия насилия в адрес других людей, заявляют психологи в статье, опубликованной в журнале Personality and Social Psychology Bulletin.
"У женщин, скорое всего, есть некий подсознательный блок на причинение боли другим людям, тогда как мужчины почти не испытывают эмоций, когда они наносят вред кому-то другому. Вопреки устоявшимся представлениям, эмоциональность женщин не мешает им ясно мыслить – они столь же рациональны, как и мужчины", — заявляет Ребекка Фрисдорф (Rebecca Friesdorf) из университета Уилфрида Лорье в Ватерлоо (Канада).
Фрисдорф и ее коллеги пришли к такому выводу, проанализировав результаты опроса свыше шести тысяч женщин и мужчин, согласившихся поставить себя на место персонажей в двух десятках коротких рассказов, которым предстояло принять сложное моральное решение.
Как показывали предыдущие эксперименты в этой области, мужчины более склонны к утилитарному мышлению – они согласны поступиться высокими моральными принципами, причинить боль кому-то или даже совершить убийство и предотвратить катастрофу, войну или большое число человеческих жертв.
В свою очередь, представительницы слабого пола обычно мыслят и действуют в рамках так называемой деонтологической этики, краеугольным принципом которой является соответствие поступков неким высшим нормам и правилам, чья справедливость не меняется в зависимости от ситуации.
Первый тип мышления в первую очередь связан со способностью рационально мыслить, а второй – с чувственными переживаниями, что заставило многих психологов заключить, что эмоции мешают женщинам утилитарно мыслить в таких ситуациях. Фрисдорф и ее коллеги решили проверить, так ли это на самом деле, раздельно измерив влияние этих типов мышления на поведение добровольцев обоих полов при помощи сложных статистических вычислений.
Как оказалось, женщины действительно более эмоциональны при решении сложных моральных вопросов – они поступали в соответствии с абсолютными моральными нормами на 50% чаще, чем мужчины. С другой стороны, когда ученые убирали все эмоциональные факторы из результатов опросов, разница в утилитаризме между мужчинами и женщинами была минимальной и не превышала 10% в пользу представителей сильного пола.
Все это говорит в пользу того, как считает Фрисдорф, что эмоции не мешают женщинам рационально мыслить – по ее мнению, они реже склоняются в сторону "меньшего зла" из-за врожденного отвращения к нанесению вреда или боли другим людям. Фрисдорф полагает, что ее открытие является очередным аргументом в пользу того, что "женской логики" не существует и что женщины и мужчины мыслят примерно одинаково.