МОСКВА, 3 апр — РИА Новости/Прайм. Рыбный рынок России испытывает много сложностей, начиная от доставки ее в центр России с Дальнего Востока, отсутствия у населения культуры потребления, до государственного регулирования, считают представители рыбной отрасли и рестораторы.
В то же время, введение Россией ограничений на поставки продовольствия из-за рубежа позволило наполнить внутренний рынок отечественной продукцией. При этом государство не исключает возможности введения экспортных пошлин на рыбу из-за серьезного роста цен на эти продукты.
В пятницу первый вице-премьер правительства РФ Аркадий Дворкович заявил, что правительство России рассматривает возможность введения экспортной пошлины на рыбу, однако пока целесообразность этого не определена. При этом ранее заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов сообщил, что рост цен на рыбу связан с тем, что ее стоимость привязана к иностранной валюте.
"Сейчас продажи встали, потому что по такой цене наши люди не готовы покупать. Есть желание с мертвой точки нашу рыбную промышленность столкнуть", — заявил он.
Что мешает
По словам экспертов отрасли, основной из проблем реализации рыбы на российском рынке являются трудности с ее доставкой — более половины всей рыбной продукции добывается на Дальнем Востоке, а основным потребителем являются Москва и Санкт-Петербург.
"Рыба, которая идет с Дальнего Востока, сначала должна дойти до порта из района промысла — неделю только везти эту рыбу, затем разгрузиться в порту, потом она загружается на железную дорогу и еще две недели едет до Москвы", — пояснил заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов
Президент федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров вспомнил 1990-е годы, когда огромной популярностью пользовались суши-бары, и рассказал, как происходила доставка: "Рыбу ловили на Дальнем Востоке и продавали в Японию, японцы в свою очередь перерабатывали это для японских ресторанов в США, а мы из США получали это в Москву".
При этом, по мнению директора компании "Тихрыбком" Михаила Котова, государство препятствует нормальной рыночной реализации рыбы внутри страны. "Ветеринарного надзора на иностранную рыбу нет, на российскую — есть", — сказал он, добавив, что, помимо прочего, в российских портах не развита инфраструктура.
Необходимо развивать вкус
Немаловажной проблемой является отсутствие у россиян культуры потребления рыбы, считает советник главы Росрыболовства Дмитрий Краснов. Речь идет о дикой рыбе, которую российский потребитель не может отличить от импортной, искусственно выращенной.
"Дикая рыба пакуется непрезентабельно, и наши не понимают, что это натуральный продукт, чистый белок", — сказал председатель совета директоров компании "Доброфлот" Александр Шулдык.
Участники рынка считают, что продвижением рыбы и развитием вкусов у населения должны заниматься рестораторы.
"Рестораны — это самый главный двигатель, самая главная структура, которая может доносить людям информацию о продукте не в виде текстов, а именно в виде готового продукта", — заявил заместитель руководителя департамента торговли и услуг Москвы Александр Иванов.
Президент федерации рестораторов и отельеров Бухаров полагает, что люди, попробовав рыбу в ресторанах, начнут искать ее в супермаркетах.
Раскачивание рынка
Введение Россией ограничений на поставки продовольствия из-за рубежа, по словам экспертов, раскачали российский рынок. Так, подчеркнул глава "Тихрыбкома" Котов, за 2014 год его компании удалось на 80% увеличить поставки рыбы на российский берег.
"Вот как закрылась у нас в связи с санкциями селедка из Норвегии, так у нас в два раза выросли поставки на внутренний рынок тихоокеанской сельди. То есть это три месяца прошло, и мы уже в два раза объем нарастили — 60 тысяч тонн против 30 тонн прошлого года", — добавил замруководителя Росрыболовства Соколов.
Между тем, как заметил глава компании Novikov group российский ресторатор Аркадий Новиков, в свое время он не мог найти качественных отечественных поставщиков рыбы.
"За двадцать лет моей работы никто из рестораторов меня не спросил, ни разу никто не сделал заявки, даже московские компании", — сказал Котов, отметив, что как только будет спрос, он готов поставлять столько рыбы на российский берег, сколько нужно.