МОСКВА, 2 апр — РИА Новости/Прайм. Объективных экономических предпосылок для введения единой валюты на пространстве государств-членов ЕАЭС пока нет — у стран-участниц низкий уровень макроэкономической координации, доля общего товарооборота, разные бизнес-циклы и высокая сырьевая зависимость, рассказал РИА Новости член коллегии ЕЭК (министр) по экономике Тимур Сулейменов.
Президент РФ Владимир Путин в марте 2015 года поручил правительству и ЦБ изучить целесообразность введения единой валюты в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Однако регулирующий орган ЕАЭС — Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) к процессу пока не подключена.
Это может произойти лишь после того, как предложения ЦБ и правительства РФ будут вынесены на обсуждение высшего и межправительственного совета ЕАЭС. Решение о единой валюте должно приниматься консенсусом. ЕАЭС с 1 января 2015 года стал правопреемником Таможенного союза. В его состав входят Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения, Киргизия присоединится к союзу в мае этого года.
Еще в 2014 году в Казахстане были подписаны документы, которые ряд экспертов трактовали как создание к 2025 году Евразийского ЦБ и появление единой валюты для Белоруссии, РФ, Казахстана. Более того, они отмечали, что поручение Владимира Путина, вероятно, повлияло на экономические решения, и президент России решил ускорить этот процесс.
Разная трактовка
"В документах ЕАЭС нет правовой нормы по введению единой валюты", — не соглашается Сулейменов. По его словам, есть лишь срок создания к 2025 году наднационального органа (финансового регулятора) по регулированию финансового рынка стран союза.
По договору страны ЕАЭС должны стремиться к координации и согласованной валютной политике. Это необходимо для повышения доверия к национальным валютам как на внутреннем, так и на международных валютных рынках.
Что касается поручения президента РФ, то, по словам министра, эта задача поставлена только перед правительством РФ и Центробанком России. Их предложения могут быть вынесены на рассмотрение межправительственного и высшего советов ЕАЭС. Там решения принимаются консенсусом. Если предложения будут приняты, мы будем готовы активно подключиться, подчеркивает Сулейменов.
Хотя итоги работы российского правительства и ЦБ по единой валюте комиссией не обсуждались, Сулейменов считает, что объективных экономических предпосылок для введения единой валюты на пространстве государств-членов ЕАЭС пока нет: "Нет достаточных товарных потоков, потоков услуг, капитала, инвестиций".
Аргументы против единой валюты
…низкий взаимный товарооборот
Сулейменов отмечает, что уровень торгового взаимодействия стран ЕАЭС не достиг еще необходимого уровня для введения единой валюты. В Евросоюзе он, например, был и есть 60%. А в ЕАЭС по итогам 2014 года доля взаимной торговли в общем объеме внешнеторгового оборота составляла 11,7%. Кроме того, было снижение объема взаимного товарооборота на 11% по сравнению с 2013 годом.
Поэтому "сегодня необходимо сфокусироваться на создании единого внутреннего рынка по принципу четырех свобод (свобода передвижения товаров, граждан, услуг, капитала — ред.)", — говорит министр.
… различные бизнес-циклы
Теория и практика функционирования валютных союзов диктуют, что для введения единой валюты экономика государств должна иметь сходные бизнес-циклы. В противном случае, если одна из стран будет находиться в рецессии, а другая процветать, то единая денежно-кредитная политика приведет либо к ухудшению положения в стране с рецессией, либо к ускорению инфляции в благополучной стране.
…сырьевая зависимость
В настоящее время важнейшей проблемой экономического развития стран союза является недостаточно высокий уровень их конкурентоспособности. В товарной структуре экспорта государств ЕАЭС в третьи страны преобладают минеральные продукты (по итогам 2014 года — 73,3% от общего объема их экспорта в третьи страны).
Наибольшую долю в импорте занимают машины, оборудование и транспортные средства (в 2014 году — 45,5% совокупного импорта), продукция химической промышленности (16,4%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (13,5%).
Анализ внешней торговли государств союза, структуры их экспорта и импорта свидетельствует о сохранении пока сырьевой направленности экономического развития наших стран, подчеркивает Сулейменов.
В таких условиях введение единой валюты в рамках союза не представляется возможным. В противном случае сохранится высокий уровень ее зависимости от состояния мировых сырьевых рынков, а экономические шоки будут распространяться на весь экономический союз.
… низкая макроэкономическая координация
Введению единой валюты должны предшествовать согласование политики в макроэкономической и финансовой сферах, координация курсовой политики, формирование единого рынка финансовых услуг, повышение качества экономического роста и конкурентоспособности государств.
Для внедрения единой валюты необходимо проделать огромный путь в сфере валютной координации, углубления сотрудничества в финансовом секторе, координации промышленной политики, программных ключевых компонентов экономической политики наших стран. Естественно, подчеркивает министр ЕЭК, все это пока находится на начальной стадии. Кроме того, объективно ни одна из сторон не готова отказаться от собственной денежно-кредитной политики, уверен Сулейменов.
"Только после решения этих задач можно говорить о более высоком уровне валютной интеграции наших стран — создании валютного союза. Об этом свидетельствует опыт европейской интеграции. Как известно, государства Европейского союза не один десяток лет шли к единой валюте", — резюмирует Сулейменов.
Все новости о евразийской интеграции в спецпроекте "Евразийский коммуникационный центр" >>