Москва, 1 апр – РИА Новости. Принятие новых образовательных стандартов для детей с ОВЗ обнажило серьезную проблему – нехватку педагогов, готовых работать со школьниками, имеющими ограниченные возможности здоровья. Но с другой стороны, именно внедрение стандартов позволит, наконец, максимально сосредоточиться на решении этого вопроса. Ведущие профильные вузы страны уже занялись активной разработкой новых педагогических модулей, в том числе единых онлайн порталов помощи учителям. О том, какими компетенциями должны обладать педагоги российских школ при переходе на новые образовательные стандарты, корреспонденту РИА Новости Оксане Барановой рассказала директор Института детства МПГУ Татьяна Соловьева.
- Татьяна Александровна, насколько серьезна в настоящий момент проблема нехватки квалифицированных педагогов?
— Сегодня наиболее остро стоит проблема подготовки профильных профессионалов, включая учителей-дефектологов, способных сопровождать развитие ребенка с особенностями интеллекта или ребенка с аутизмом, учителей-сурдопедагогов, владеющих уникальными методиками обучения языку неслышащего ребенка, учителей-тифлопедагогов, умеющих организовать обучение незрячего ученика. Поэтому нам не обойтись без государственной поддержки сохранения и развития программ профильной подготовки дефектологов. На это и направлен проект модернизации педагогического образования, в который вовлечены многие вузы. МПГУ выиграл проект по дефектологическому образованию. Мы удерживаем профильную подготовку и готовим дефектологов, способных в зависимости от возникшей ситуации решать задачи любого из четырех вариантов стандарта, учитывая особенность ребенка.
- В чем заключается главный смысл программ переподготовки учителей?
— В основе лежит принцип реализации особых образовательных потребностей ребенка с проблемами развития вне зависимости от выбранной образовательной организации. Одной из ведущих потребностей детей с разными особенностями здоровья является квалифицированная помощь со стороны учителя, в классе которого он обучается. Учитель должен знать о специфических причинах и механизмах возникающих трудностей речи и поведения у школьника. Это позволит педагогу грамотно выстраивать процесс сопровождения особого ученика.
- Но вряд ли все педагоги страны успеют пройти переподготовку до внедрения стандартов, что же делать?
— Прежде всего, консолидировать усилия по организации повышения квалификации учителей, в классах которых обучаются или будут обучаться дети с особенностями развития. МПГУ, как головной педагогический университет страны, включает учебно-методическое объединение по педагогическому образованию. В составе данного объединения – крупнейшие российские вузы с сильным научным и кадровым потенциалом. Хорошим инструментом могут стать единые информационно-образовательные порталы, где учитель сможет получить консультативную поддержку в нужном объеме и в режиме реального времени или выбрать необходимый курс повышения квалификации. Таким образом, мы сможем обеспечить качество и доступность региональной подготовки.
- Введение стандартов осложнит жизнь школьных учителей?
— Не соглашусь. Стандарты — это то, чего мы ждем уже несколько лет. Ведь дети с ОВЗ в общеобразовательных школах учатся и сегодня, но такой инклюзивный процесс лишен необходимой правовой поддержки, регулирующей качество образования. Ведь к ученикам с особенностями здоровья предъявляются такие же требования, как и к нормально развивающимся сверстникам. А это неправомерно. У них другие образовательные возможности и потребности. Стандарты позволят учителям выстраивать работу с ребёнком по индивидуальным программам с четко обозначенными образовательными результатами. Это большое достижение, которое, наконец, обеспечит и ребенку, и родителю, и педагогам четкое понимание того, каким должно быть образование для детей, имеющих особенности развития. Кроме того, благодаря заложенным в стандарте условиям произойдет консолидация специальных и массовых школ. Это большой шаг вперед: школы будут объединены в задачах помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья.