Великий четверг
Великий четверг (его также называют Страстной или Чистый) — четверг Страстной недели, первый день Пасхального триденствия. В этот день вспоминается Тайная Вечеря и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии — Святого Причастия.
Евангелие от Матфея повествуется об этом так: "И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть тело Мое. И, взяв чашу и благодарив. подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Мф 26:26-27).
Утром Великого четверга в католических кафедральных соборах проходит особая месса освящения мира. Ее служат епископы, и священники на ней обновляют обеты, которые приносили при рукоположении.
А вечером служится месса воспоминания Тайной Вечери. Орган и колокола звучат на ней в последний раз перед Навечерием Пасхи — они смолкают после гимна "Слава в вышних Богу". На этой мессе священники совершают обряд омовения ног прихожанам — в память о том, как в этот день Иисус умывал ноги своим ученикам:
"Потом (Иисус) влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и тирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: "Господи! Тебе ли умывать мне ноги?" Иисус сказал ему в ответ: "Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после" (Ин. 13: 5-7).
Во время мессы процессия со Святыми Дарами проходит через храм, во главе ее идет служитель с крестом, а перед Дарами — служители с кадилом и со свечами. Процессия переносит Тело и Кровь Христову в место, подготовленное для них в одной из часовен — здесь они будут храниться до следующего дня (это символически изображает арест и заключение Иисуса Христа под стражу).
Это последнее освящение Святых Даров перед Навечерием Пасхи – именно они используются для причастия в оставшиеся до Пасхи дни.
Мученица Фотина (Светлана) Римская
Святая мученица Фотина была, по преданию, той самой самарянкой, с которой беседовал Спаситель у колодца Иаковлева (Ни. 4:5-42). Во времена императора Нерона (54-68) она жила в Карфагене со своим младшим сыном Иосией, а ее старший сын Виктор, в крещении Фотин, сражался в римских кагортах. Все они были христианами и многих привели ко Христу. Даже Севастиан, градоначальник Атталии, где стоял гарнизон Виктора, благодаря ему крестился вместе со всеми своими слугами.
Когда слухи об этом дошли до Нерона, он приказал привести христиан в Рим. Когда же и приведенные к императору они исповедовали свою веру во Христа, начались пытки. Севастиана, Фотина и Иосию ослепили и заключили в темницу, а Фотину с пятью ее сестрами — Анастасией, Фото, Фотидой, Параскевой и Кириакией — отправили в императорский дворец под надзор дочери Нерона Домнины. Но когда Фотина обратила ко Христу и ее, и всех ее рабынь, да еще выяснилось, что Севастиан, Фотин и Иосия в тюрьме тоже продолжают проповедовать, император повелел распять мужчин вниз головой, а с Фотины содрать кожу и бросить ее в колодец. Не менее изощренную казнь придумал он и для ее сестер.
Церковь первых веков не зря называют Церковью мучеников. Вот только само слово "мученик", которым переводится у нас греческое μάρτυς — "свидетель", не передает всего, что вкладывал в это понятие христианин-грек. Для него мученики — не пассивные страдальцы, а борцы, герои, деятели.
Это нас поражают прежде всего те истязания, которым они подвергались. А для современников это было обычным делом — пыткам в Риме подвергался любой преступник, а рабов вообще всегда пытали, даже если они были просто свидетелями. К тому же нервы римлянина, привыкшего к кровавыми зрелищами в амфитеатрах, были так притуплены, что жизнь человеческая ценилась мало.
Мученичество же было продолжением апостольского служения. Почему? Мир язычества до того уже изверился в своих богах, что верил в них меньше, чем христиане, которые с ними боролись. Для христиан они были по крайней мере демонами, тогда как интеллигентный язычник считал их просто выдумкой. И смысл мученичества первых христиан был не в том, чтобы разрушить чьи-то религиозные заблуждения, а в том, чтобы пробудить у язычников уснувшую совесть и религиозное чувство, заставить их серьезно задуматься о своей душе, своим самопожертвованием показать, что вера — дело настолько важное, что в известных случаях лучше пожертвовать жизнью, чем поступиться ей.