В беседе с корреспондентом РИА Новости Захаром Виноградовым экс-министр рассказал, кому звонил Порошенко во время переговоров в Минске, кто побеждает в борьбе олигархов на Украине, почему минские соглашения обречены на провал и когда ждать нового витка боевых действий на Донбассе.
— Виталий Юрьевич, в настоящее время на Украине происходят события, которые по-настоящему шокируют политические элиты наших стран, экспертное сообщество. Отставка губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского, арест прямо во время заседания кабинета министров министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Бочковского… Как вы, бывший министр внутренних дел Украины, оцениваете эти события? Что это — политическая борьба, борьба с коррупцией, демонстрация силы?
— Я думаю, оба события связаны между собой и они напрямую связаны с самой природой украинского общества. В Украине создано олигархическое государство, в настоящий момент идет процесс перераспределения собственности. Обе так называемые революции — оранжевая 2004-го и непонятно какая 2014-го, конечно, не были никакими революциями, а являлись по своей сути олигархическими переворотами. Олигархи совершают такие перевороты (и, заметьте, финансируют их) ради извлечения еще большей прибыли, доходов. Они проталкивают своих людей во властные структуры, сами входят во власть, как тот же Коломойский… И все это ради одного — отжать чужую собственность, получить от государства преференции своим предприятиям, обеспечить их госзаказами и так далее. Отсюда, из этой борьбы и — отставки и аресты высокопоставленных чиновников. Но я бы не преувеличивал политическую значимость этих событий. Просто потому что олигархи — нынешний президент Украины Петр Порошенко и бывший губернатор Днепропетровщины Игорь Коломойский тесно связаны между собой. Поэтому, я думаю, здесь идет какая-то далеко идущая политическая игра. Вот простой пример. Все знают о том, что во время февральского заседания минской четверки: Путина, Меркель, Оланд и Порошенко, украинский президент на долгое время выходил с заседания, кому-то звонил… Но мало кто знает, с кем разговаривал украинский президент. А это был именно Коломойский. Я это знаю точно.
— О чем же они говорили?
— Украинский президент обращался к своему коллеге по "олигархическому цеху" с просьбой — поддержать его внутри страны всеми имеющимися у Коломойского ресурсами в том случае, если Порошенко поставит подпись под Минскими соглашениями. Ведь Коломойский имеет не только большой вес в бизнесе, но и в политике (у него имеется своя негласная фракция в Верховной раде), но главное — большое влияние среди добровольческих батальонов, на его содержании находится по разным оценкам — от 30 до 50 тысяч бойцов. Это — грозная сила. Вот украинский президент и обращался к нему за поддержкой, чтобы, как говорится, эти "добровольцы" не снесли его после подписания минских соглашений уже в самом Киеве…
Что касается ареста во время заседания кабмина министра МЧС. Ну, это совсем уже за гранью. Вина министра Бочковского еще не доказана, его еще даже не допросили, а уже на глазах всего кабмина, всего украинского народа, ведь все это демонстрировали по ТВ, уже надели на него наручники. Все это не столько борьба с коррупцией, которую якобы ведут Яценюк с Аваковым, сколько демонстрация силы, попытка показать, что будет с теми, кто ориентируется не на нынешнего премьера в кабмине. Ведь известно, что Бочковский — человек Коломойского, вот и произошло то, что произошло. Остальным министрам дали понять, что работать на других олигархов (не на Яценюка) нельзя, с ними поступят так же… Конечно, ничего общего с борьбой с коррупцией и другими злоупотреблениями такие действия не имеют.
— Получается, все-таки, что борьба с Коломойским и его сторонниками идет…
— Да. Но это — борьба пауков в банке. Понимаете, это своеобразный ответный ход Яценюка, человеком которого является министр МВД Аваков, чьи люди и произвели арест министра МЧС во время заседания кабмина. И обратите внимание на демонстративность этого ареста.
Так, пожалуй, в нашей истории поступали еще только один раз — арест Берии во время заседания политбюро в 1953 году. И там, заметьте, это было вызвано опасностью государственного переворота, который готовил всемогущий Берия. А здесь?.. Скорее всего, именно то, о чем я говорю — демонстративно показать, кто в доме хозяин, то есть игра на Яценюка.
Еще раз повторюсь. Как юрист, могу сказать одно — арест чиновника такого ранга, продемонстрированный на всю страну по телевизору, да еще во время заседания кабмина — факт беспрецедентный. Особенно с учетом того, что ни следствием, ни судом вина Бочковского еще не доказана.
— Печально то, что все это происходит на фоне усиливающегося на востоке страны гражданского противостояния. Ведь в Минских соглашениях четко записано, что необходимо начать конституционную реформу, которая в Украине по факту так и не началась. По сути, речь идет о срыве политической части минских договоренностей. Однако, конституционная комиссия, которая должна была быть создана по указу президента Украины, так и не собралась. Как вы считаете, с чем это связано?
— С тем, что никто не собирается в Украине из власть предержащих серьезно и основательно заниматься конституционной реформой.
Подписанные в Минске президентом Украины соглашения, на самом деле нужны были украинской власти не для остановки гражданского конфликта, не для проведения структурных, в том числе конституционных, реформ, а как передышка перед новым наступлением на ДНР и ЛНР. И ничего более.
— Вы считаете, что гражданский конфликт в Украине может разгореться вновь по вине украинской власти? Когда это может произойти?
— Да, я уверен в этом. К сожалению, конечно, потому что в этом конфликте уже погибли более 6 тысяч человек по официальным данным. А по неофициальным много больше. Украинская власть, получив передышку, ведет мобилизацию среди мужского населения, переформирование воинских частей, получает пополнение в виде нелетального вооружения от США, возможно, в ближайшее время получит и инструкторов из той же страны, которые будут вести обучение солдат-призывников и мобилизованных запасников. Словом, идет подготовка к полномасштабным военным действиям. Поэтому, кстати, и не идет конституционная реформа, а территории так называемых непризнанных республик, ДНР и ЛНР, признаны временно оккупированными. Все это дает возможность украинской власти, совершив по сути подлог в Минске, провести подготовку к новому наступлению. Думаю, в общей сложности на эту подготовку необходимы от 45 дней до двух месяцев. Поэтому, предполагаю, если не произойдет чего-нибудь сверхъестественного в середине или в конце мая начнется очередное наступление на самопровозглашенные республики. Обозначив их не как свои территории, а как временно оккупированные, украинская власть тем самым развязала себе руки, уже определив направление военных действий.
И все же я уверен, рано или поздно все эти деятели окажутся на скамье Международного военного трибунала. Потому что войну со своим народом, убийство мирных людей им никто не простит.
— Вы говорите, что война начнется в середине-конце мая, если не произойдет чего-то сверхъестве6нного. А что это может быть?
— Надеюсь, что Евросоюз все-таки заставит украинскую власть, президента Украины действовать в рамках минских соглашений. Но пока это четко не просматривается. А тенденция по усилению армии и подготовке к военным действиям на лицо. К тому же, скажу откровенно, самому Порошенко "война, что мать родна"…
— Виталий Юрьевич! Вы ведь хорошо знаете Петра Порошенко и по совместной работе в кабмине при Викторе Януковиче, у вас, наверняка, немало общих знакомых. Что вы можете сказать о Порошенко, как о человеке.
— Хитрый, коварный, нацеленный на извлечение прибыли любыми путями. Он никогда не говорит того, что думает и не думает того, что говорит. Это такая бизнес-черта из 90-ых. Кстати, он начинал свой бизнес в Молдавии, там заработал свой первый миллион. Я знаю, у нас была такая информация, что в той части жизни и бизнеса Порошенко не все было чисто. Но поскольку, это — другая страна, мы этим не занимались. В Украине он вел свой бизнес более осмотрительно, более аккуратно. Но… Знаете, происхождение его денег мне не совсем понятно. Знаю точно, что во многом это деньги его отца, имевшего судимость за экономические преступления в 80-х годах, о чем, конечно, сегодня Петр Алексеевич вспоминать не любит.
Здесь, уже будучи владельцем предприятий, банков, СМИ он постоянно ходил по высоким кабинетам, в том числе и к Азарову с тем, чтобы получить любыми, не всегда законными путями, освобождение от налогов, послабления и проч. И это ему удавалось — и при Кучме, и при Ющенко, и при Януковиче. Кстати, всех своих покровителей он в конечном счете в политическом смысле "кинул". Более всех досталось, конечно, от него Януковичу. Ну, такой человек.
Мало кто знает, а мне это известно доподлинно, что после "Оранжевой революции" в 2005 году лично Порошенко приезжал к Ринату Ахметову с требованием передать ему часть его бизнес-активов. Ахметов тогда отказался, а после "совершенно случайно" был арестован ближайший друг Ахметова Борис Колесников.
Не брошены им коммерческие дела и во время нынешней президентской коденции. Его предприятия изготавливают различную продукцию, необходимую для фронта, делают обогреватели. Получается, что Порошенко-бизнесмену выгодна война, выгодно, чтобы в домах украинцев было холодно. На этом растет его бизнес.
— Виталий Юрьевич! Вы сейчас живете в России. Не хотелось бы вернуться обратно в Украину?
— В такую, какой она стала сейчас, нет. Как бы там не ругали нас, как бы не ругали президента Януковича, но при нем не было гражданской войны, не гибли люди, не было обвала гривны и массового обнищания населения, по улицам не ходили так называемые батальоны, в состав которых входят различные, непонятные личности, вооруженные стрелковым оружием. Все это — сегодняшняя Украина, с потерей международного престижа, с проблемами, которые приходится решать не украинской власти, а всему миру, с абсолютно трагическим настоящим и еще более трагическим будущим. Мне жаль, что моя родина стала такой.
— Вы зарегистрировали в Крыму фонд "Юго-Восток", который занимается благотворительной деятельностью. Каковы основные задачи Фонда, что он планирует делать в ближайшем будущем?
— Фонд появился в результате моих личных усилий оказать помощь тем бойцам "Беркута", которые после событий февраля 2014 года оказались либо без работы, либо утратили здоровье, имущество, то есть пострадали. Таких немало. Сначала помогал им, чем мог. Потом, когда понял, что одних моих усилий будет недостаточно, создал Фонд и теперь на эти цели работает целая организация.
Правда, возникли и новые масштабные задачи: создали аналитический центр, ведем разработку стратегии восстановления и дальнейшего развития Юго-Востока, готовим выставки произведений и фотографий, которые рассказывают о трагедии украинского народа. На днях такую выставку собираемся открыть в Госдуме, а до этого показывали ее в Крыму. Задач много, отдыхать некогда. Надеюсь в ближайшие дни закончить книгу, где предполагаю рассказать всю правду о госперевороте 2013-2014 годов в Украине.