ВЕНА, 30 мар — РИА Новости, Андрей Золотов. Премьера новой постановки "Электры" Рихарда Штрауса на сцене Венской государственной оперы в воскресенье вечером сама стала драмой в музыкально-театральной жизни австрийской столицы. Публика восторженно приняла артистов, и прежде всего исполнительницу главной роли шведскую певицу Нину Штемме, признанную одной из самых выдающихся сопрано современности. И ее, и всех солистов встретили громом овации. Но когда на поклон вышла постановочная группа во главе с немецким режиссером Уве Эриком Лауфенбергом, зал ответил решительным хором возгласов неодобрения — "буу!".
Эта одноактная опера Штрауса и австрийского драматурга Гуго фон Гофмансталя, которые переработали в духе психоанализа античный сюжет о дочери микенского царя Агамемнона, одержимой местью своей матери и ее любовнику за убийство отца, была написана в 1909 году и стала знаковым произведением эпохи модерна. Лауфенберг и сценограф Рольф Глиттенберг поместили действие оперы в период ее написания — начало XX века — и обозначили место действия как подвал венского дворца около 1910 года.
Об этом призваны свидетельствовать патерностер — характерный для той эпохи лифт без дверей, являющийся центром сценической композиции, — и гора угля в левой части сцены. Однако мрачное подземелье может восприниматься и как тюрьма, и как психиатрическая больница — на это указывают служанки в виде надзирательниц с дубинками, избивающие моющихся в душе обнаженных женщин в начале спектакля. Иначе говоря, это мрачное, наполненное насилием подземелье с вертикальным измерением, которое дает лифт.
Лишенной женского начала своей фиксацией на гибели отца Электре в черном брючном костюме мужского покроя противопоставлена ее сестра, женственная и покладистая Хрисофемида (Рикарда Мербет) в белом девичьем платье. Мучимая кошмарами их мать царица Клитемнестра (шведская меццо-сопрано Анна Ларссон) сверкает камнями и блестками на облачении в стиле модерн, а брат Электры Орест (Фальк Штрукман) появляется в излюбленном современными оперными постановщиками кожаном пальто. Когда в финале оперы, радуясь осуществленной мести — убийству Клитемнестры и ее любовника Эгисфа, Электра, по сюжету оперы, пускается в танец прежде чем умереть самой, этот танец вместе с ней исполняют пары в современных костюмах, выводя действие за пределы какого бы то ни было периода.
Главное достоинство спектакля — его музыкальность. Нигде действие не противоречит богатой и вдохновенной партитуре Штрауса, которая держит зрителя в непрестанном напряжении с первого аккорда и до последнего. Движения артистов носят порой танцевальный характер, пластически дублируя экспрессию оркестра или голоса.
![Премьера оперы Рихарда Штрауса Электра Премьера оперы Рихарда Штрауса Электра](https://cdnn21.img.ria.ru/images/105533/36/1055333674_0:0:2480:3508_768x0_80_0_0_f30377621a74abd40617b582024a7f95.jpg)
Любовь к прошлой постановке
Но это не убедило венскую публику, которая, как здесь говорят, "забукала" (от слова "буу") постановку.
"Нас сегодня "забукали". Я говорю "нас", потому что я первый в списке. И хотя жалко, что то, что случилось, случилось, ясно, что люди всегда любят прошлую постановку", — сказал на приеме после спектакля генеральный директор Венской оперы Доминик Мейер. Однако, по его словам, на премьере любимой венцами предыдущей постановки в 1989 году дирижеру Клаудио Аббадо и режиссеру Гарри Купферу тоже кричали "буу!" — потому что любили более раннюю постановку, режиссера Виланда Вагнера и дирижера Карла Бёма. А режиссера Вагнера в 1965 году венская пресса "практически уничтожила", сказал директор. "Я назначаю вам встречу через пятнадцать лет, когда "забукают" следующую постановку "Электры" и будут вспоминать, как хороша была эта", — заключил он.
С Мейером согласна главный редактор ведущего венского оперного журнала Neuer Merker Зиглинде Пфабиган. "Это потому что нам нравилась старая постановка", — сказал она РИА Новости после спектакля, отвечая на вопрос о причинах неуспеха у публики. "А кричать "буу!" дирижеру — это вообще смешно. Прекрасная работа дирижера! Это нельзя серьезно воспринимать", — продолжила она.
Пфабиган оценила спектакль как достойный.
"Спектакль в порядке. У нас нет необходимости в обнаженных женщинах, Электре не нужно в конце исчезать — она главная героиня, а когда после долгожданной встречи Электры и Ореста выключается свет и они раздеваются, — это не имеет никакого отношения к действию. А все остальное хорошо!" — сказала критик.
![Премьера оперы Рихарда Штрауса Электра Премьера оперы Рихарда Штрауса Электра](https://cdnn21.img.ria.ru/images/105533/43/1055334358_0:0:2480:3508_768x0_80_0_0_32537e2f22bf9180080dfc6dfbf1d969.jpg)
Перипетии спектакля
Новой постановке сопутствовали многие перипетии. Знаменитая "вагнеровская" сопрано Штемме, восхищавшая венскую публику в "Тристане и Изольде" Вагнера в 2013 году и в "Девушке с Запада" Пуччини в минувшем сезоне, должна была впервые в своей звездной карьере спеть партию Электры в новом спектакле под руководством главного дирижера Венской оперы Франца Вельзер-Мёста. Однако в сентябре прошлого года любимец австрийской публики Вельзер-Мёст ушел в отставку из-за конфликта с директором театра. В результате за дирижерский пульт в этом спектакле встал 35-летний финский маэстро Микко Франк, показавший прекрасное владение богатой и мощной партитурой Штрауса — что не спасло и его от нескольких "буу!" из зала.
"Электра" — это час сорок пять минут безостановочного напряжения", — сказал Франк РИА Новости после спектакля. "И музыкально, и с точки зрения сюжета, это произведение, глубоко погруженное в психологию Электры. Это вещь невероятной интенсивности и богатой оркестровки, так что дирижировать ею — огромное удовольствие", — добавил он. По словам дирижера, его сотрудничество с режиссером Лауфенбергом шло гладко. "Эта постановка очень музыкальная, так что в ней легко воплотить партитуру — ничто не идет против нее", — сказал он. Что же до возгласов неодобрения из зала, Франк считает, что публика имеет право на собственное мнение. "Я рад, что у людей была какая-то активная реакция", — сказал он.
Другим препятствием для новой постановки стало то, что за несколько дней до премьеры заболела исполнительница партии Хрисофемиды, и театр выручила его бывшая солистка, ныне блистающая на многих ведущих сценах мира, — Рикарда Мербет. "Еще в четверг она не знала, что будет сегодня петь. Она появилась на репетициях в пятницу и быстро вошла в новую постановку. То, что она сделала, — это чудо", — сказал директор Мейер.
В спектакле не было ни одного певческого провала. И суперзвезда Штемме, и Мербет, и Анна Ларссон (Клитемнестра), и Фальк Штрукманн (Орест) и Норберт Эрнст (Эгисф), и другие исполнители создали вокально совершенные и актерски выразительные образы, достойные штраусовского шедевра и венской сцены.
Последующие спектакли "Электры" пройдут 1, 4, 7, 11 и 16 апреля. Интернет-трансляция спектакля на сайте запланирована на 11 апреля и будет доступна зрителям в России на следующий день.