Рейтинг@Mail.ru
ТОРы Дальнего Востока: большие надежды и миллиардные инвестиции - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ТОРы Дальнего Востока: большие надежды и миллиардные инвестиции

© РИА Новости / Александр КряжевВид на железнодорожно-автомобильный мост через реку Амур в Хабаровске. Архивное фото
Вид на железнодорожно-автомобильный мост через реку Амур в Хабаровске. Архивное фото
Читать ria.ru в
Дзен
Власти ранее одобрили первые три ТОРа - "Хабаровск" и "Комсомольск" в Хабаровском крае и "Надеждинская" в Приморье. Cоздание сети ТОР и реализация предусмотренных в них инвестпроектов может удвоить региональный ВВП за 10 лет.

ХАБАРОВСК/ВЛАДИВОСТОК, 30 мар — РИА Новости. Закон о территориях опережающего развития (ТОР) вступает в силу 30 марта. Как ожидается, организация этих площадок позволит бизнесу реализовывать проекты на выгодных условиях за счет особого налогового режима и преференций, а дальневосточникам — улучшить условия жизни за счет развития инфраструктуры и создания новых рабочих мест.

Владивостокский торговый порт. Архивное фото
В состав свободного порта Владивостока войдут 12 муниципалитетов
В феврале правительство одобрило первые три ТОРа — "Хабаровск" и "Комсомольск" в Хабаровском крае и "Надеждинская" в Приморье. Ожидается, что создание сети ТОР и реализация предусмотренных в них инвестпроектов может удвоить валовый региональный продукт Дальнего Востока за 10 лет. Предполагается, что число ТОРов будет расти, в перспективе они будут создаваться и за пределами Дальнего Востока.

Два ТОРа и 20 проектов в Хабаровске

Начиная уже с 2015 года, в рамках создания двух территорий опережающего развития в Хабаровском крае планируются к реализации 20 крупных инвестпроектов. Среди них производство комплектующих для авиазавода в Комсомольске-на-Амуре. Строительство гостиницы, пассажирского и грузового терминалов в Хабаровском аэропорту, металлургического и битумного заводов, развитие яхтенного туризма и создание круизного кластера на острове Большой Уссурийский.

"Приток прямых инвестиций в экономику края от первых резидентов составит 50 миллиардов рублей, налоговые поступления от них за первые 10 лет работы достигнут 5 миллиардов рублей в Комсомольске-на-Амуре и 16 миллиардов рублей в Хабаровске. Будет создано более 6,5 тысяч рабочих мест", — сказал первый заместитель председателя правительства Хабаровского края по вопросам инвестиционной, территориальной и промышленной политики Николай Брусникин.

По его словам, для начала успешной работы инвесторов в ТОРах нужно подготовить инфраструктуру — инженерную, без которой резиденты не смогут начать работать, и социальную, без которой невозможно комфортное проживание людей на этой территории. По предварительным подсчетам, на развитие инженерной инфраструктуры ТОР в агломерации Хабаровска нужно около 2,1 миллиарда рублей, в Комсомольске — 1,7 миллиарда.

Снег во Владивостоке
Первые предприятия на ТОР в Приморье начнут работу в 2017 году
Затраты на развитие социальной инфраструктуры в Комсомольске на первом этапе потребуют 13 миллиардов рублей, затраты в Хабаровске еще просчитываются. Сколько средств выделит край на создание инженерной инфраструктуры, будет определено после завершения работы над проектной документацией. Что касается развития социальных объектов, которые относятся к компетенции регионов, то в условиях кризиса край рассчитывает получить поддержку в рамках государственных целевых программ.

Первым делом самолеты

В Комсомольске-на-Амуре расположены крупные машиностроительные предприятия — авиационный завод КнААЗ, где выпускают гражданские лайнеры "Суперджет" и военные самолеты, и Амурский судостроительный завод, где строят суда различного назначения, а когда-то выпускали даже атомные подлодки.

ТОР в Комсомольске-на-Амуре планируется организовать на базе авиационного завода, который нуждается в расширении производства комплектующих для самолетов. Здесь наладят выпуск деталей, инструментов, производство композитных материалов. Планируется, что в городе появится комплекс предприятий, равный по объемам уже существующему.

В районе села Ракитное под Хабаровском готовы начать работу несколько инвесторов на трех площадках. Непосредственно в районе села предполагается реализовать восемь инвестпроектов — пищевые, строительные и металлургическое производства. Индустриальный парк "Авангард" с тремя инвестпроектами — здесь совместно с японскими инвесторами будут построены теплицы. Третий проект — модернизация аэропорта в Хабаровске.

В ТОРы готов вложиться российский бизнес

Владивостокский морского торговый порт. Архивное фото
Минвостокразвития: РФ, КНДР и Южная Корея могут вместе создавать ТОР
Как отметил Брусникин, портфельные инвестиции со стороны западных инвесторов пока не заявлены. Но уже есть ряд зарубежных компаний, которые намерены стать резидентами, среди них японская JGC с проектом строительства теплиц для выращивания овощей и Baoli Bitumina Singapore с проектом создания битумного завода.

Среди компаний, готовых работать в ТОРах, российские инвесторы. Так в агломерации Хабаровска хотят работать ООО Трест "Запсибгидрострой" с организацией шпунтового производства, ООО "Сергеевское" — проект по созданию пищевых производств, ООО "Невада" — проект производственно-логистического комплекса, ООО "Торэкс" организация металлургического производства. Якорным инвестором также является Хабаровский аэропорт с планами по развитию инфраструктуры воздушной гавани.

В Комсомольск-на-Амуре готовы прийти группа компаний "Энергия", ГК "Дальэнергомаш", ЗАО "МТЕ Финанс", ООО "РФП Групп".

Зампред правительства края отметил, что сейчас в рамках создания ТОР идет уточнение бизнес-планов, разработка проектно-сметной документации по объектам. К строительной фазе проекты будут готовы к концу этого года.

Бизнес и кризис

По словам Брусникина, сейчас на территории Хабаровского края реализуются крупные инвестиционные проекты, такие как модернизация производства и строительство нефтепровода-отвода от ВСТО на Хабаровском и Комсомольском нефтеперерабатывающих заводах. Инвестиции в них составляют 41,7 миллиарда и 5 миллиардов рублей соответственно.

Завод Звезда в Приморском крае, архивное фото
ТОР может быть создана на базе дальневосточного завода "Звезда"
ОАО "Ургалуголь" развивает производство и строит обогатительную фабрику на угольном месторождении — инвестиции 2,18 миллиарда рубле. Компания "Азия Лес" организует производство строганных и профилированных пиломатериалов в поселке Березовый Солнечного района — инвестиции 3 миллиарда рублей, ОАО "Дальлеспром" создает в Амурске Дальневосточный центр глубокой обработки древесины — вложения составляют 1 миллиард рублей.

"В связи с неблагоприятной экономической ситуацией существует риск замедления темпов реализации проектов, поэтому край ищет возможности для их поддержки — это использование внутренних финансовых резервов, привлечение федеральных инвестиций, совершенствование административной среды" — говорит Брусникин. — "Сейчас ко мне приходят инвесторы и говорят о росте ставок по кредитам, но, с другой стороны, правительство РФ создает фонды и программы поддержки инвесторов. Одним из таких механизмов может стать проектное финансирование, которое позволяет реальному сектору экономики получить господдержку. На фоне финансового дефицита эта программа послужит оживлению экономики и улучшению инвестклимата", — добавил чиновник.

По словам Брусникина, в этом году для привлечения федеральных денег на реализацию инвестпроектов на Дальнем Востоке в Минвостокразвития России для участия в конкурсном отборе от Хабаровского края направлены шесть заявок.

После проведения конкурса в феврале 2015 были отобраны два проекта: "Строительство угольного терминала в морском порту Ванино, в бухте Мучке, Хабаровский край" (инвестор — ООО "Сахатранс") и "Увеличение добычи угля и строительство обогатительной фабрики на Ургальском каменноугольном месторождении", "Развитие разреза "Правобережный" (инвестор — ОАО "Ургалуголь").

Еще один проект вошёл в реестр отобранных проектов и после доработки документации будет участвовать в конкурсе на получение финансирования, это "Создание горно-обогатительного комбината по освоению Правоурмийского месторождения олова" (инвестор — ОАО "Русолово").

От острова Русского до "Соллерса"

Что касается проектов в Приморье, то в Минвостокразвития было подано пять заявок на формирование ТОР. Это промышленный парк "Надеждинский", агротехнопарк "Михайловский", научно-технологический парк на острове Русский, "Большой порт Зарубино" и завод ВНХК. Сейчас формируется шестая площадка — это судоверфь "Звезда" в Большом Камне. Также принято решение о создании особой экономической зоне на заводе "Соллерс". В бюджете края на эти цели заложены 300 миллионов рублей, в федеральном бюджете — более одного миллиарда рублей.

На острове Русский планируется создание технико-внедренческого парка, на его территории будут сконцентрированы инновации и разработки в науке, исследованиях, культуре. О возможности размещения своего представительства на острове Русский уже заявил фонд "Сколково".

"Впереди — огромная работа. Мы сразу все ТОР не потянем, потому что туда требуется вложить достаточно большие деньги в инфраструктуру. Но постепенно, шаг за шагом, мы будем эту программу реализовывать", — заявил глава Приморья Владимир Миклушевский.

Большие надежды на "Надеждинский"

На уровне правительства был одобрен только один ТОР — "Надеждинский". Планируется, что в Надеждинском районе разместится многопрофильная производственно-торговая площадка с мультимодальным транспортно-логистическим комплексом. Общая площадь ТОРа составит 806 гектаров. К площадке будет подведена линия электропередач мощностью 30 мегаватт, вода и водоотведение, 7 километров автомобильной дороги.

Предполагаемый объем привлеченных инвестиций — 6,73 миллиарда рублей при бюджетном финансировании в 3,2 миллиарда рублей. Первая очередь инженерной инфраструктуры в "Надеждинском" должна быть построена до конца 2017 года. Тогда же здесь заработают предприятия первых резидентов.

В качестве резидентов парка рассматриваются инвесторы с проектами машиностроения, пищевой, фармацевтической и легкой промышленности, производства строительных материалов, производственной логистики. Все проекты ориентированы на экспорт и импортозамещение. Сегодня уже заключены соглашения с тремя участниками этого ТОР, но пул резидентов продолжает формироваться.

Как рассказал РИА Новости представитель краевой администрации, в настоящее время якорный инвестор ТОР — ООО "Инком ДВ" — с проектом строительства мультимодального транспортно-логистического комплекса уже завершил проектные работы "сухого порта". Строительство планируется начать в 2015 году. Объем частных инвестиций уже составил 100 миллионов рублей.

По данным Минвостокразвития, реализация проектов первых трех резидентов приморского ТОР предполагает создание 1600 новых рабочих мест. Учитывая, что территория площадки позволяет разместить порядка 30 резидентов, количество новых рабочих мест в перспективе может составить не менее 7 тысяч. При этом приоритет трудоустройства будет отдаваться местным жителям.

Несмотря на то, что пока резидентами приморского ТОР планируют стать российские компании, зарубежный бизнес уже начал проявлять интерес к этой площадке. Так, например, вице-президент Корейской международной торговой ассоциации (KITA) Ким Джон Кван на встрече с властями края обозначил заинтересованность в работе площадок. "Мы заинтересованы в развитии ТОРов и ОЭЗ (особых экономических зон), поэтому готовы оказывать всевозможную поддержку, в том числе стимулировать наших предпринимателей активно участвовать в этих проектах", — сказал он.

Для региона или для бизнеса?

Несмотря на серьезные ожидания от развития ТОРов на Дальнем Востоке, эксперты разделились во мнении об их эффективности для региона. Так, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии Дальневосточного отделения РАН Юрий Авдеев считает, что создание ТОРа в Приморье преследует целью удовлетворение интересов частного бизнеса, а не региона.

Банк VTB. Архивное фото
ВТБ намерен финансировать ТОРы на Дальнем Востоке
"Ситуация складывается таким образом, что ТОР готов к реализации исключительно в силу того, что был найден инвестор. Нет инвестора — нет ТОР. По сути, все площадки — это территории опережающего развития конкретных бизнесов, а не региона. Пока нет концепции, а все пишется под конкретных инвесторов, мы будем наблюдать ситуацию, когда телега едет впереди лошади", — уверен Авдеев.

По его словам, "сначала надо делать концепцию, и под нее уже продумывать льготы для инвесторов. Иначе ТОР не станет импульсом развития региона, так как конкретные бизнесмены будут реализовывать свою стратегию и свои задачи, которые не будут иметь никакого отношения к развитию экономики Приморского края".

При этом замдиректора института экономических исследований ДВО РАН Олег Рензин считает, что создание ТОРов поможет поддерживать темпы развития Дальнего Востока.

"Темпы развития Дальнего Востока будут поддерживаться благодаря реализации ТОР и крупных инвестпроектов. Дальний Восток не очень большая структура в плане того, что вложения сюда могут быть достаточно быстро сформированы и реализованы, потому что здесь нет таких проблем, которые есть в хорошо освоенных регионах", — сказал Олег Рензин.

Он отметил, что укрепление связей со странами АТР требует не только наращивания объемов торговли, инвестиций и промышленного сотрудничества, но и поднятия экономического уровня Востока России до уровня стран-соседей. Сейчас ДФО имеет неплохие шансы для развития и расширения связей с АТР.

"Ситуация, когда Азия настроена к нам благожелательно при обострении ситуации в европейской части, требует чтобы Дальний Восток, через который осуществляется выход в АТР, развивался и соответствовал словам, которые сейчас звучат", — сказал эксперт.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала