Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Участники коллегии ФСБ России в минувший четверг подвели итоги 2014 года, и отметили растущую агрессивность зарубежных разведслужб.
Пресечение деятельности 52 кадровых сотрудников и 290 агентов иностранных спецслужб, неспокойная обстановка в мире настраивают на дальнейшую напряженную контрразведывательную работу.
Динамика роста
Выступая на коллегии ФСБ, Владимир Путин отметил: "Для так называемого сдерживания России используется весь набор средств — от попыток политической изоляции и экономического давления до масштабной информационной войны и инструментов специальных служб". Упомянутым инструментам спецслужб эффективно противодействовали в прошлом году органы контрразведки, которые пресекли деятельность 52 кадровых сотрудников и 290 иностранных агентов.
Цифры отражают растущую разведывательную активность. На коллегии ФСБ в феврале 2013 года соответствующие показатели выглядели как 34 кадровых сотрудника и 181 агент зарубежных спецслужб, на коллегии в апреле 2014 года — 46 зарубежных разведчиков и 258 агентов. Эти цифры свидетельствуют об эффективной и стабильной работе российской контрразведки, и косвенно подтверждают несостоятельность западной концепции исключительности отдельных государств, их агрессивной стратегии, унификации и упрощению подходов к решению сложных задач, что деструктивно в любой сфере, включая разведку.
Стратегические преимущества
Геополитическая тенденция противостояния Запада и Востока позволяет прогнозировать сохранение силового напряжения в мире, милитаризацию государств, рост оборонных бюджетов, активизацию разведывательных служб, и даже весьма вероятное пресечение российской контрразведкой в 2015 году деятельности не менее 50 кадровых сотрудников и 300 агентов иностранных спецслужб (при сохранении существующей динамики). И это не упрощает задачи контрразведки.
Современные рыцари плаща и кинжала все чаще выглядят как рыцари неправительственных организаций (НПО) и общественно-политических объединений. Они действуют методами обольщения в твердой валюте. Закрытую информацию получают в виде гражданской позиции или научных публикаций.
На коллегии ФСБ о добровольных помощниках иностранных разведок Владимир Путин сказал: "Бессмысленно вступать в дискуссию с теми, кто работает по заказу извне, в интересах не своей, а чужой страны". По уровню образования и социальному статусу это люди разные, и все же для России одинаково потерянные.
Добровольные помощники
Недавно Верховный суд оставил в силе приговор продавщице из Сочи Екатерине Харебаве, по которому она получила шесть лет тюрьмы за шпионаж в пользу Грузии. В августе 2008 года продавщица одного из магазинов в городе Сочи Екатерина Харебава заметила передвижение российских военных колонн, и сообщила об этом представителю центральной разведки Грузии.
В январе 2015 года ФСБ возбудило уголовное дело в отношении Светланы Давыдовой, которая в апреле 2014 года связалась с украинским посольством и сообщила о передислокации воинской части рядом с ее домом в городе Вязьма Смоленской предположительно на Украину.
В феврале 2015 года стало известно о деле против ученого-ядерщика Владимира Голубева. Его подозревают в разглашении государственной тайны в связи с докладом о взрывчатых веществах, сделанном им в Чехии в 2013 году, а затем опубликованном в научном журнале.
В том же месяце Лефортовский суд сообщил об аресте служащего Черноморского флота России Сергея Минакова в связи с обвинением в шпионаже.
В аналогичном преступлении обвиняется также экс-работник Русской православной церкви, в прошлом сотрудник ФСБ Евгений Петрин.
С 2014 года в России за госизмену и шпионаж арестовали девять человек. Эпизоды подкреплены доказательствами и свидетельствуют об активной работе сотрудников иностранных разведок с различными категориями граждан, напрямую не связанных с государственной тайной.
Невозможно запретить, к примеру, научные или студенческие контакты, семинары, поездки, фонды, программы и моду на оппозиционную элитарность. Однако под прикрытием подобной деятельности можно успешно проводить разведывательную работу. И в ноябре 2012 года в России вступили в силу поправки к статьям о государственной измене в Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах. Теперь государственной изменой является не только разглашение государственной тайны, но и финансовая, материально-техническая, консультативная или иная помощь иностранному государству — во вред безопасности РФ.
Для защиты информации в Уголовный кодекс России введена ответственность за незаконное получение сведений, составляющих гостайну. Даже в том случае, когда получение засекреченных сведений не будет признано шпионажем или госизменой. Совершенствование Уголовного кодекса, наряду с компетентной правоприменительной практикой органов ФСБ, пойдет на пользу безопасности России.