МОСКВА, 26 мар — РИА Новости. Принятие закона "Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в РФ" и разработка региональных стратегий организации пригородного сообщения позволит решить проблему недофинансирования "электричек", считают участники круглого стола, состоявшегося в МИА "Россия сегодня".
"Основной причиной проблем с "электричками" являются взаимоотношения с региональными властями. Они как раз и создали "Гордиев узел нерешенных проблем". При этом ключевой дилеммой пригородных пассажирских перевозок является их недофинансирование, которое привело к вмешательству федеральных властей", — сказал руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.
По его словам, фактически эта вторая половина платежей упала на ППК, что привело к снятию многих поездов с маршрутов. "Именно на регионах лежит ответственность за вторую половину фактической цены билета. Но они от этой проблемы устранились", — сказал он.
Среди мер по урегулированию проблемы Колташов назвал разработку региональных планов пассажирских перевозок с учетом пассажиропотока, маршрутов, новых рабочих мест, сезонной потребности в перевозках, а также формирование заказа на организацию пригородного железнодорожного сообщения в своем регионе, проведение конкурсов и заключение договоров с перевозчиками сроком на 5-15 лет, выплату федеральным центром дотаций в целях компенсирования перевозчику потерь доходов от регулирования тарифа (часть затрат).
По мнению генерального директора Института проблем естественных монополий Юрия Саакяна, Концепция развития пригородного железнодорожного сообщения, утвержденная в мае 2014 года постановлением правительства, предусматривает взаимные обязательства федерального центра, субъектов РФ и ППК.
"В рамках этой Концепции федеральный центр должен подготовить рекомендации по разработке субъектами РФ стратегий транспортного обслуживания населения. В частности, нужно разработать стандартные формы, согласовать параметры регионального заказа, контролировать поэтапный переход компенсации в рамках долгосрочного транспортного заказа и соответствующих соглашений между РФ и субъектами затрат на инфраструктуру железнодорожного транспорта. То есть та самая фактически оплата услуг на инфраструктуру. На сегодняшний день принято решение о том, что два года выплата будет происходить из федерального бюджета", — подчеркнул Саакян.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по вопросам собственности Валерий Селезнев напомнил, что ежегодно губернаторы подводят итоги работы и отчитываются перед президентом, который своим указом утвердил критерии оценки эффективности работы глав регионов. По его словам, одним из показателей оценки эффективности исполнительной власти регионов мог бы быть критерий, связанный с транспортной доступностью, включая обеспеченность населенных пунктов пригородными электричками.
Селезнев предлагает ввести ответственность для губернаторов вплоть до уголовной за предоставление в высшие органы власти заведомо ложных или неверных сведений о ситуации в транспортной сфере региона. Он также считает целесообразным принять закон "Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в РФ", который необходим для того, чтобы установить принципы госзаказа на организацию регулярного пассажирского железнодорожного сообщения и ответственность за обеспечение данных перевозок.