Рейтинг@Mail.ru
Гришин: России нужна активная политика "реиндустриализации" - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Гришин: России нужна активная политика "реиндустриализации"

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков | Перейти в медиабанкРектор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Виктор Гришин
Ректор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Виктор Гришин
Читать ria.ru в
Дзен
Свой взгляд на пути решения проблем экономики в интервью РИА Новости представил ректор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, профессор Виктор Гришин.

Ежегодный Московский экономический форум — международная экспертная площадка по выработке стратегических решений и антикризисных программ развития экономики России, проходит 25-26 марта на площадке МГУ имени М.В.Ломоносова. Свой взгляд на пути решения проблем экономики в интервью РИА Новости представил ректор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, профессор Виктор Гришин.

— Считаете ли вы достаточно стабильным состояние реального сектора экономики, как его оценивают представители экономического блока правительства?

— Реакция национальной валюты на цену нефти и внешнее негативное воздействие на экономику продемонстрировала, прежде всего, слабость реального сектора экономики.

Брошен вызов правительству и брошен вызов стране. Что бы не думали представители экономического блока правительства о состоянии реального сектора экономики, они не имеют права быть пессимистами. Пессимистами или оптимистами можем быть мы — представители профессионального сообщества. И наша оценка в условиях огромной неопределенности, скорее всего, окажется ниже, чем у членов правительства. Это нормально.

— Какими мерами мог бы быть дополнен антикризисный план правительства?

— Желание правительства подстраховаться и начать жесткую экономию расходов вполне понятно. Вопрос в том, насколько правильно расставлены приоритеты. Среди стабилизационных мер наибольший объем финансирования предусмотрен для докапитализации системно значимых кредитных организаций, на увеличение государственных гарантий по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, отобранными в определенном правительством порядке. По ряду других стабилизационных мер суммы не установлены, а определены лишь лимиты.

Несмотря на стабилизационный эффект указанных мер, их влияние на стимулирование позитивных структурных сдвигов в экономике, на мой взгляд, весьма невелико. Докапитализация системно значимых банков повышает степень монополизации банковской системы, лишая доступных ресурсов подавляющее большинство даже "средних" банков (как уже известно, средства достанутся лишь полутора десяткам банков).

Аналогичная логика касается и реального сектора экономики: предполагается поддержка примерно 200 крупнейших компаний страны. Среди них, скорее всего, имеется немало компаний с плохим менеджментом. Поддержка по принципу "too big to fail" ("слишком большой, чтобы разориться"), несмотря на очевидный стабилизационный эффект, имеет побочный эффект — "консервирование" неэффективности. Поэтому выделение ресурсов как банкам, так и компаниям реального сектора должно сопровождаться сменой неэффективного менеджмента и созданием стимулов для непрерывного повышения эффективности. Международные исследования показывают, что в подавляющем большинстве случаев государственная поддержка отраслей тем эффективнее, чем выше уровень конкуренции в них.

Российский экономический кризис в своей основе является структурным — в том смысле, что вызван структурными проблемами экономики. Это — и "однобокая" структура производства, и институциональные проблемы экономического развития. К сожалению, нынешняя антикризисная программа в большой степени повторяет ошибки пакета антикризисных мер 2008-2009 годов: львиная доля поддержки направляется уже существующим игрокам рынка. Но, несмотря на краткосрочный характер программы, ни в коем случае нельзя забывать о необходимости действовать стратегически. Нужно отказаться от мысли о том, что страну спасет возвращение нефтяных цен на прежний уровень. Крайне полезно для будущего рассматривать низкие цены на нефть как новую реальность. Только тогда возникнут реальные стимулы для диверсификации экономики.

— При каких условиях, на ваш взгляд, возможен выход из кризиса к 2017 году, насколько реально снижение уровня инфляции до 4% к 2016-2017 году?

— Считаю, что таких условий два. Во-первых, следует не допускать ошибок в финансовой сфере. Это важно потому, что финансовая сфера на сегодня — единственный реальный рычаг воздействия на экономическую систему. Соответственно, цена ошибок здесь особо велика.

Отсюда следует второе условие — стране необходим другой, не менее мощный рычаг воздействия на экономику. Он должен быть не монетаристским. Судя по всему, им может и должна стать государственная промышленная политика. Обосновать такую суперэффективную промышленную политику обязано научное сообщество.

Что касается инфляции, то, согласно прогнозу ЦБ РФ, к 2016-2017 годам уровень инфляции снизится почти в три раза по сравнению с 2014 годом. Чтобы это предсказание стало реальностью, должны быть преодолены или существенно ослаблены объективно-экономические и политические предпосылки нынешнего роста цен. В России должна проводиться активная промышленная политика, обеспечивающая реальную "реиндустриализацию" страны, частью которой должно стать масштабное импортозамещение. При этом наши зарубежные "партнеры" должны, наконец, осознать бесперспективность грубого прямого давления на Россию. При соблюдении этих условий возможно значительное снижение уровня инфляции, но для достижения этой цели правительству и всем нам придется много и упорно работать.

— Какое влияние могут оказать на российскую экономику западные санкции, если они будут продлены в этом году?

— Экономические санкции, вводимые странами друг против друга, по своей природе и содержанию контрпродуктивны и крайне редко достигают своих целей. Тем более, когда санкциями пытаются давить на такие крупные страны, как Россия, у которой достаточно широкие возможности для торгового маневра по всему миру.

Кризис (хотя и не особенно глубокий), в котором сейчас находится российская экономика, начался до российско-украинских осложнений, до введения западных санкций и до стремительного падения цен на нефть. Уже к концу 2013 года рост экономики был ниже 1%. Основная причина кризиса — в слабой экономической политике, узком наборе неолиберально-монетарных инструментов регулирования и финансовой политике, враждебно относящейся к государственным инвестициям. Особо пагубную роль вот уже 12-13 лет играет политика "дорогих денег".

В результате, по данным Банка России, внешний долг страны в конце 2014 года составил 599,49 миллиарда долларов, из них львиная доля приходится на банки, а также на другие сектора экономики. Без доступа к внешним кредитам его погасить будет сложно.

Конечно, санкции нанесли и нанесут ощутимый ущерб: высока зависимость нефтегазовой отрасли от американских технологий (китайские технологии значительно уступают им по качеству). В частности, речь идет о спецоборудовании для разработки трудноизвлекаемых запасов.

Под санкции попали также мобильные буровые вышки, плавучие буровые платформы, оборудование, использующееся на арктическом шельфе. Западные микросхемы в производстве российских вооружений, в космических промышленных технологиях составляют почти 90%.

Возможно, ЕС в июне не будет продлевать санкции, но США, на мой взгляд, их сохранят в любом случае. Поэтому мы не должны связывать себя ожиданиями их снятия.

— А что в этой ситуации вы можете сказать о задачах импортозамещения?

— Несбалансированность экономики, отсутствие в ней целых современных отраслей, делающих экономику экономикой (станкостроение, отрасли машиностроения по производству современных технологичных производств, по переработке животноводческой продукции, электроники, легкой, текстильной, кожевенных отраслей и так далее) — все это обусловливает чрезмерную ориентацию на мировой рынок.

Неэффективно используется наше национальное богатство — нефть, газ, металлические и неметаллические руды, лес. Необходимо в самые краткие сроки разработать ряд программ для переработки всего этого уникального богатства внутри России. Тогда мы стали бы получать в десятки раз больше валютных поступлений в казну, чем при продаже сырья.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала